К настоящему моменту в менеджменте еще не сложилось общепринятого определения стратегии. Но авторов объединяет то, что, рассматривая организацию (предприятие, муниципальное образование, вуз и тому подобное) как открытую систему, они признают необходимость разработки системы управления, развития организации для обеспечения взаимодействия с изменениями во внешней среде и выстраивания адекватной линии поведения – планирования деятельности.

Обилие предлагаемых в специальной литературе определений стратегии и отражает многообразие и динамичность связей организаций с внешней средой [9].

Выделение внешней и внутренней среды вуза и их постоянный анализ – это краеугольный камень стратегического управления в образовании. Келлер назвал внешнюю среду и внутреннюю институциональную среду «критическими областями для стратегического управления» [2]. Для каждой из этих областей он определил по три ключевых элемента, которые должны постоянно находиться под пристальным вниманием. В самой организации – это:

традиции, ценности и ожидания;

сильные и слабые стороны, как академические, так и материально-финансовые;

компетентность руководства и его приоритеты.

По отношению к внешней среде ключевыми элементами Келлер считает:

тенденции в ней и связанные с ними угрозы и возможности;

понимание рынка, рыночных предпочтений и тенденций;

конкурентную ситуацию и порождаемые ею возможности и угрозы [2].

А. Чандлер одним из первых связал понятия стратегии и планирования, дав следующее определение стратегии:«… предопределение основных долговременных целей и задач предприятия и выбор курса деятельности и размещение необходимых для достижения этих целей ресурсов» [1].

Значительное развитие концепция стратегии получила в работах Г. Минцберга, предложившего пять определений стратегии в одном:

план деятельности (продиктованный внешними или внутриорганизационными обстоятельствами или задачами, с акцентом именно на планировании и документировании деятельности);

принцип поведения или следование некоторой модели поведения организации во внешней среде;

уникальная позиция на соответствующем рынке производимых организацией товаров или услуг;

ловкий прием с целью обмануть конкурента;

перспектива или основной способ деятельности организации [3].

Очень примечательна точка зрения Г. Минцберга, который почти через тридцать лет дополнил свой научный взгляд: «Поскольку анализ и синтез суть разные понятия, стратегическое планирование не является формулированием стратегии. Анализ может предшествовать синтезу и поддерживать его, он может следовать за ним и содействовать ему, но не может его заменить» [3].

Поэтому основные различия в подходах к определению стратегии, как мы считаем, нужно искать именно в способах ее синтеза. Синтез стратегии – это синтез совокупности деятельности, которая и ведет к сформированному и разделяемому в коллективе видению идеального состояния университета как системы. Поэтому стратегия может быть явной (документированной) или неявной (вербальной), формализуемой или неформализуемой. Более того, в стратегии отдельного университета могут сочетаться элементы как в формализованном выражении – миссия, политики, планы, программы, проекты и т. д., так и не представленные в виде документа (принципы, ценности, нормы и т. д.), но неукоснительно реализуемые в практической деятельности.

Известный российский ученый, занимающийся проблемами стратегического управления профессор О.С Виханский считает, что можно дать два основных определения стратегии в зависимости от понимания ее сути. В первом случае «стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана» [4, c.87]. Впрочем, сам он критически относится к этому определению и придерживается второго: «Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [4, c.88].

Иными словами, это осознание стратегии как процесса, лишь направляющего организацию в сторону конечного состояния, но оставляющего свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Такое понимание стратегии совпадает с мнением П. Друкера, который указывает: «Не имеет значения, насколько мудрыми, дальновидными или смелыми были решения и действия, предпринятые ранее — они будут застигнуты врасплох новыми событиями … События никогда не происходят так, как ожидается, будущее всегда бывает другим» [7, c.17].

Читайте  Открытие общественного книжного шкафа

Важным представляется и определение стратегии, данное профессором Г.Б. Клейнером. Он понимает стратегию как единство целей и средств ее исполнения: «Стратегия не предназначена для реализации целей, она включает их в себя, синтезирует со средствами, и в этом особенность стратегии и стратегического планирования, отличие его от всех других видов планирования» [8, c.11].

В этом определении заложен принципиально иной подход – не только цели влияют на выбор средств, но и от имеющихся в распоряжении организации средств равным образом зависит выбор стратегии.

Также необходимо отметить, что в рамках проблемы, исследуемой в данной диссертационной работе, понятие стратегии должно отражать не только содержание цели, но и процесс ее реализации с учетом эффективного использования ресурсов, так как в современных экономических условиях любой результат должен быть сопоставлен с затратами на его достижение. Исходя из этой посылки, наиболее близким определением мы считаем определение, данное Черновым С.С. и Хворостенко П.В. По их мнению, стратегия представляет собой модель поведения организации на определенном этапе ее жизненного цикла или ее стратегической хозяйственной единицы (СХЕ), в том числе по отдельным деловым процессам, направленную на достижение поставленной цели при заданном объеме ресурсов и сложившихся условиях внешней среды.

Экономическая стратегия вуза должна вырабатывать преимущественно экономические (а не командно-административные) средства достижения стратегических целей организации, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса – от исследователей рынка до обслуживающего персонала – заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания вуза. Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Формирование экономической стратегии вуза базируется на трех основных посылках:

ресурсной концепции вуза как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей определять и достигать долговременных стратегических целей;

теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей вуза и экономически эффективных средств их достижения;

теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные, порой аморфные стратегические цели, придавать им четко выраженный имплицитный характер.

Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии вуза:

1. Анализ нестабильности внешней среды вуза и выбор вида стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе.

2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса вуза и выявление локальных стратегических целей, достижение которых позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности внешней среды обеспечить конкурентное преимущество.

3. Выбор наиболее экономически эффективных средств достижения стратегических целей за счет усиления стратегического потенциала вуза и более полного использования благоприятных условий, формируемых детерминантами «национального ромба».

4. Разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития вуза на планируемую перспективу, корректирование, ее с учетом анализа «обратных связей».

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

что и в каком количестве производить?

как и какими средствами производить?

для кого и когда производить?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия организации должна вырабатывать правила и приемы [10]:

1) исследования условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами «национального ромба» внутри страны и за ее пределами, и выявления предпочтительной миссии вуза;

2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии вуза, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость вуза, то есть возможность переориентации на функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

3) формирования ассортимента услуг университета, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами;

Читайте  В Знаменске прошел Всероссийский тест по истории Отечества

4) распределения имеющихся в распоряжении университета и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную эффективность использования этих ресурсов;

5) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение университета в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;

6) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри вуза.

Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия вуза – с момента определения ее миссии и в течение всего периода функционирования – должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение кризисных ситуаций, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Непосредственное рассмотрение составляющих экономической стратегии вуза предполагает рассмотрение элементов стратегии, которыми аргументируется ее актуальность и обоснованность.

Продуманная экономическая стратегия вуза включает решения по следующим вопросам [6, c.137-138]:

  1. Сфера деятельности. Под сферой деятельности понимается выбор продукции и услуг, которую будет оказывать (производить) вуз, рынков, которые он будет обслуживать, и уровни вертикальной интеграции, к которой он будет стремиться.

  2. Цели. Стратегия должна определять основные заинтересованные группы вуза, критерии оценки деятельности и установить показатели, которых университет хочет добиться в соответствии с этими критериями.

  3. Идентификация стратегических бизнес единиц (СБЕ). Руководству вуза необходимо структурировать вуз в бизнес-единицы, во главе которых находятся ответственные за их деятельность и подотчетные руководству.

  4. Размещение ресурсов. Основная стратегическая задача вуза – распределение имеющихся ресурсов прежде всего между СБЕ, а затем между продуктами, рынками, функциональными отделами и видами деятельности в каждой СБЕ.

  5. Развитие устойчивых отличительных преимуществ. Наиболее важной стратегической задачей вуза является повышение конкурентоспособности.

  6. Эффективные функциональные стратегии. Стратегия развития конкурентоспособности продукции университета должна подкрепляться эффективной функциональной политикой в области создания образовательных услуг, рыночного позиционирования, ассортимента, ценообразования, продвижения и распределения.

  7. Синергизм. Ресурсы и возможности каждого подразделения должны дополнять и подкреплять друг друга.

Исходя из вышеизложенного, составляющими экономической стратегии организации можно признать:

  1. Составляющие экономической стратегии фирмы, реализуемые во внешней сфере фирмы:

товарная стратегия;

стратегия ценообразования;

стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов;

стратегия поведения на рынках денег и ценных бумаг;

стратегия трансакционных издержек;

стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.

  1. Составляющие экономической стратегии фирмы, реализуемые во внутренней сфере фирмы:

стратегия снижения производственных издержек;

стратегия инвестиционной деятельности фирмы;

стратегия персонала фирмы.

 

Список литературы

  1. Chandler A. D. Strategy and structure. Cambridge: MIT Press, 1962.

  2. Keller G. Academic Strategy. The management revolution in higher education. The Johns Hopkins University Press, 1983.

  3. Mintzberg H. The rise and fall of strategic planning. Free Press and Prentice Hall International, 1994.

  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1998. С. 87.

  5. Волков Д.Л. Экономическая стратегия предприятия в условиях перехода к рыночному хозяйству : дисс. … канд. экон. наук : 08.00.01

  6. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии / Пер. с англ. – СПб., 2007. С. 137-138.

  7. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. – М., 1998. С. 17.

  8. Клейнер Г.Б. Теоретические основы стратегического планирования на микроуровне // Стратегическое управление предприятием: Материалы российской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 10-11 сентября 2004 г. – Н.Новгород, 2004. С. 11.

  9. Князев Е.А. Об университетах и их стратегиях // Стратегическое управление университетом. – 2005. — № 4.

  10. Экономическая стратегия фирмы // Под ред. А.П.Градова — СПб.: СпецЛит, 2000.


 

Журнал рекомендован ВАК в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

Козырьков Р.В. Составляющие экономической стратегии вуза // Вопросы экономики и права. — №1. – М., 2011. С. 94-97 0,85 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]