О религиозном образовании в школе

Тема, по которой до сих пор не стихают жаркие дискуссии. Но тем не менее, этот образовательный элемент уже внедрен в школах России и в ближайшее время планируется его расширение.

Высказывать свою точку зрения по такой проблемной теме — это как танцевать на минном поле. Но я попробую.

Зачем оно мне надо?

Изначально эту проблему для меня актуализировал епископ Ахтубинский и Енотаевский Владыка Антоний на встрече с будущими педагогами — студентами филиала АГУ в г.Знаменске. Я присутствовал на этом мероприятии. Но изначально моя роль предполагалась больше церберской — дабы святой отец не задурил мозги будущим учителям и не обратил их в религиозных фанатиков (шутка).

Как оказалось Владыка — человек достаточно научный, чтобы объяснить студентам проблему применения ФГОС начальной школы в части реализации дисциплины федерального компонента «Основы религиозных культур и светской этики». Он также прояснил пути решения этой проблемы.

Проблема внедрения и реализации религиозного образования в школе затрагивает большое количество детей. Как родитель будущей первоклашки предлагаю свою точку зрения не этот вопрос.

Теория вопроса

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Религия — это не только факт современной социально-гуманитарной реальности, но и исторически основа большинства феноменов культуры

Огромную часть культурного наследия невозможно понять, не зная религиозного контекста, в котором создавались те или иные артефакты культуры. Религия давно стала объектом изучения со стороны науки, религиоведческое знание накоплено в достаточном количестве, чтобы его можно было транслировать на школьном уровне. Но эту трансляцию не смогли организовать, не взбаламутив общество. Возникло множество проблем самого разного характера.

Проблемы внедрения

Так, изначальный список литературы у профессионалов вызвал достаточно серьезные претензии:

  • На курс «Основы светской этики» опубликован критический отзыв старшим научным сотрудником Института философии РАН, кандидатом философских наук О. П. Зубец.
  • Экспертами, работающими в Российской академии наук, был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»(1, 2, 3). Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебник несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этого учебника и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.
  • О некультурологическом, но миссионерском характере учебников основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году, об опасности преподавания в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящего разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, свидетельствует экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

То есть работали по старой русской схеме — хотели как лучше, а получилось как всегда.

Так, при выборе православия этот предмет должен был знакомить учеников с культурой православия, а на практике велась катехизация, что естественно не укладывается в основную цель дисциплины

Но через «тернии» первоначального внедрения вроде как прошли. Так во всяком случае утверждают люди, непосредственно участвующие в процессе реализации ОРКСЭ, с которыми я общался. Поэтому знакомить детей с основами религиозной культуры по выбору родителей – оправданный и верный подход.

Что касается сроков обучения, то по моему мнению, идея небольшого курса в начальной школе или как сейчас (в 4 и 5 классе) по знакомству с религией вполне оправдана. А вот нагрузка детей религиозными знаниями на протяжении оставшегося обучения — совсем лишнее.

А то школа, кажется, уже начинает забывать для чего она существует. Учителя занимаются чем угодно – натаскиванием на ЕГЭ, оформлением отчетов, организацией выборов, копанием в чужих душах. Только не образованием. Учиться дети и так не хотят…

Зачем оно вам?

Кстати, немаловажным при обсуждении о необходимости преподавания религии является пример Варвары Карауловой и множества других молодых людей с похожей судьбой, которые, бросив родных, близких и свою жизнь, подались в ИГИЛ и другие радикальные структуры.

Вроде бы какая связь? А она есть! Думающая молодежь всегда в поиске новых знаний, ответов на различные вопросы, которые не обсуждаются в школе или в семье. И они не знают где искать, у кого спросить. И тогда может появиться «добрый» вербовщик с ответами на вопросы о жизни и смерти, справедливости и правильности выбранного жизненного пути. Для кого-то такой «приносящий дары данаец» может стать просто отдушиной для общения, а может и явится успокоением души. В любом случае ничего хорошего из этого не выйдет. Так что уж лучше пусть молодой гражданин обращается в церковь или мечеть, чем к незнакомцу из интернета.

 А каково Ваше мнение по этому вопросу? 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: