Тема, по которой до сих пор не стихают жаркие дискуссии. Но тем не менее, этот образовательный элемент уже внедрен в школах России и в ближайшее время планируется его расширение.

Высказывать свою точку зрения по такой проблемной теме — это как танцевать на минном поле. Но я попробую.

Зачем оно мне надо?

Изначально эту проблему для меня актуализировал епископ Ахтубинский и Енотаевский Владыка Антоний на встрече с будущими педагогами — студентами филиала АГУ в г.Знаменске. Я присутствовал на этом мероприятии. Но изначально моя роль предполагалась больше церберской — дабы святой отец не задурил мозги будущим учителям и не обратил их в религиозных фанатиков (шутка).

Как оказалось Владыка — человек достаточно научный, чтобы объяснить студентам проблему применения ФГОС начальной школы в части реализации дисциплины федерального компонента «Основы религиозных культур и светской этики». Он также прояснил пути решения этой проблемы.

Проблема внедрения и реализации религиозного образования в школе затрагивает большое количество детей. Как родитель будущей первоклашки предлагаю свою точку зрения не этот вопрос.

Теория вопроса

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Религия — это не только факт современной социально-гуманитарной реальности, но и исторически основа большинства феноменов культуры

Огромную часть культурного наследия невозможно понять, не зная религиозного контекста, в котором создавались те или иные артефакты культуры. Религия давно стала объектом изучения со стороны науки, религиоведческое знание накоплено в достаточном количестве, чтобы его можно было транслировать на школьном уровне. Но эту трансляцию не смогли организовать, не взбаламутив общество. Возникло множество проблем самого разного характера.

Читайте  Университеты обеспечивают существенный вклад в экономику

Проблемы внедрения

Так, изначальный список литературы у профессионалов вызвал достаточно серьезные претензии:

  • На курс «Основы светской этики» опубликован критический отзыв старшим научным сотрудником Института философии РАН, кандидатом философских наук О. П. Зубец.
  • Экспертами, работающими в Российской академии наук, был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в школах Российской Федерации выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»(1, 2, 3). Учебник содержит многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебник несостоятелен в научном плане, в нём не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этого учебника и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия.
  • О некультурологическом, но миссионерском характере учебников основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году, об опасности преподавания в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящего разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, свидетельствует экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

То есть работали по старой русской схеме — хотели как лучше, а получилось как всегда.

Так, при выборе православия этот предмет должен был знакомить учеников с культурой православия, а на практике велась катехизация, что естественно не укладывается в основную цель дисциплины

Но через «тернии» первоначального внедрения вроде как прошли. Так во всяком случае утверждают люди, непосредственно участвующие в процессе реализации ОРКСЭ, с которыми я общался. Поэтому знакомить детей с основами религиозной культуры по выбору родителей – оправданный и верный подход.

Читайте  В Ставрополе пройдет Межрегиональный форум ОНФ

Что касается сроков обучения, то по моему мнению, идея небольшого курса в начальной школе или как сейчас (в 4 и 5 классе) по знакомству с религией вполне оправдана. А вот нагрузка детей религиозными знаниями на протяжении оставшегося обучения — совсем лишнее.

А то школа, кажется, уже начинает забывать для чего она существует. Учителя занимаются чем угодно – натаскиванием на ЕГЭ, оформлением отчетов, организацией выборов, копанием в чужих душах. Только не образованием. Учиться дети и так не хотят…

Зачем оно вам?

Кстати, немаловажным при обсуждении о необходимости преподавания религии является пример Варвары Карауловой и множества других молодых людей с похожей судьбой, которые, бросив родных, близких и свою жизнь, подались в ИГИЛ и другие радикальные структуры.

Вроде бы какая связь? А она есть! Думающая молодежь всегда в поиске новых знаний, ответов на различные вопросы, которые не обсуждаются в школе или в семье. И они не знают где искать, у кого спросить. И тогда может появиться «добрый» вербовщик с ответами на вопросы о жизни и смерти, справедливости и правильности выбранного жизненного пути. Для кого-то такой «приносящий дары данаец» может стать просто отдушиной для общения, а может и явится успокоением души. В любом случае ничего хорошего из этого не выйдет. Так что уж лучше пусть молодой гражданин обращается в церковь или мечеть, чем к незнакомцу из интернета.

 А каково Ваше мнение по этому вопросу? 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 2    Средний: 5/5]