К настоящему моменту в менеджменте еще не сложилось общепринятого определения стратегии. Но авторов объединяет то, что, рассматривая организацию (предприятие, муниципальное образование, вуз и тому подобное) как открытую систему, они признают необходимость разработки системы управления, развития организации для обеспечения взаимодействия с изменениями во внешней среде и выстраивания адекватной линии поведения – планирования деятельности.
Обилие предлагаемых в специальной литературе определений стратегии и отражает многообразие и динамичность связей организаций с внешней средой [9].
Выделение внешней и внутренней среды вуза и их постоянный анализ – это краеугольный камень стратегического управления в образовании. Келлер назвал внешнюю среду и внутреннюю институциональную среду «критическими областями для стратегического управления» [2]. Для каждой из этих областей он определил по три ключевых элемента, которые должны постоянно находиться под пристальным вниманием. В самой организации – это:
- традиции, ценности и ожидания;
- сильные и слабые стороны, как академические, так и материально-финансовые;
- компетентность руководства и его приоритеты.
По отношению к внешней среде ключевыми элементами Келлер считает:
- тенденции в ней и связанные с ними угрозы и возможности;
- понимание рынка, рыночных предпочтений и тенденций;
- конкурентную ситуацию и порождаемые ею возможности и угрозы [2].
А. Чандлер одним из первых связал понятия стратегии и планирования, дав следующее определение стратегии:«… предопределение основных долговременных целей и задач предприятия и выбор курса деятельности и размещение необходимых для достижения этих целей ресурсов» [1].
Значительное развитие концепция стратегии получила в работах Г. Минцберга, предложившего пять определений стратегии в одном:
- план деятельности (продиктованный внешними или внутриорганизационными обстоятельствами или задачами, с акцентом именно на планировании и документировании деятельности);
- принцип поведения или следование некоторой модели поведения организации во внешней среде;
- уникальная позиция на соответствующем рынке производимых организацией товаров или услуг;
- ловкий прием с целью обмануть конкурента;
- перспектива или основной способ деятельности организации [3].
Очень примечательна точка зрения Г. Минцберга, который почти через тридцать лет дополнил свой научный взгляд: «Поскольку анализ и синтез суть разные понятия, стратегическое планирование не является формулированием стратегии. Анализ может предшествовать синтезу и поддерживать его, он может следовать за ним и содействовать ему, но не может его заменить» [3].
Поэтому основные различия в подходах к определению стратегии, как мы считаем, нужно искать именно в способах ее синтеза. Синтез стратегии – это синтез совокупности деятельности, которая и ведет к сформированному и разделяемому в коллективе видению идеального состояния университета как системы. Поэтому стратегия может быть явной (документированной) или неявной (вербальной), формализуемой или неформализуемой. Более того, в стратегии отдельного университета могут сочетаться элементы как в формализованном выражении – миссия, политики, планы, программы, проекты и т. д., так и не представленные в виде документа (принципы, ценности, нормы и т. д.), но неукоснительно реализуемые в практической деятельности.
Известный российский ученый, занимающийся проблемами стратегического управления профессор О.С Виханский считает, что можно дать два основных определения стратегии в зависимости от понимания ее сути. В первом случае «стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии – это нахождение цели и составление долгосрочного плана» [4, c.87]. Впрочем, сам он критически относится к этому определению и придерживается второго: «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [4, c.88].
Иными словами, это осознание стратегии как процесса, лишь направляющего организацию в сторону конечного состояния, но оставляющего свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. Такое понимание стратегии совпадает с мнением П. Друкера, который указывает: «Не имеет значения, насколько мудрыми, дальновидными или смелыми были решения и действия, предпринятые ранее – они будут застигнуты врасплох новыми событиями … События никогда не происходят так, как ожидается, будущее всегда бывает другим» [7, c.17].
Важным представляется и определение стратегии, данное профессором Г.Б. Клейнером. Он понимает стратегию как единство целей и средств ее исполнения: «Стратегия не предназначена для реализации целей, она включает их в себя, синтезирует со средствами, и в этом особенность стратегии и стратегического планирования, отличие его от всех других видов планирования» [8, c.11].
В этом определении заложен принципиально иной подход – не только цели влияют на выбор средств, но и от имеющихся в распоряжении организации средств равным образом зависит выбор стратегии.
Также необходимо отметить, что в рамках проблемы, исследуемой в данной диссертационной работе, понятие стратегии должно отражать не только содержание цели, но и процесс ее реализации с учетом эффективного использования ресурсов, так как в современных экономических условиях любой результат должен быть сопоставлен с затратами на его достижение. Исходя из этой посылки, наиболее близким определением мы считаем определение, данное Черновым С.С. и Хворостенко П.В. По их мнению, стратегия представляет собой модель поведения организации на определенном этапе ее жизненного цикла или ее стратегической хозяйственной единицы (СХЕ), в том числе по отдельным деловым процессам, направленную на достижение поставленной цели при заданном объеме ресурсов и сложившихся условиях внешней среды.
Экономическая стратегия вуза должна вырабатывать преимущественно экономические (а не командно-административные) средства достижения стратегических целей организации, то есть средства, побуждающие всех участников производственного процесса – от исследователей рынка до обслуживающего персонала – заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания вуза. Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.
Формирование экономической стратегии вуза базируется на трех основных посылках:
- ресурсной концепции вуза как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей определять и достигать долговременных стратегических целей;
- теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей вуза и экономически эффективных средств их достижения;
- теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные, порой аморфные стратегические цели, придавать им четко выраженный имплицитный характер.
Исходя из существа и особенностей экономической стратегии, можно выделить следующие этапы формирования экономической стратегии вуза:
1. Анализ нестабильности внешней среды вуза и выбор вида стратегического управления, наиболее приемлемого для прогнозируемого уровня нестабильности в исследуемой перспективе.
2. Анализ достигнутого уровня конкурентного статуса вуза и выявление локальных стратегических целей, достижение которых позволит в условиях прогнозируемого уровня нестабильности внешней среды обеспечить конкурентное преимущество.
3. Выбор наиболее экономически эффективных средств достижения стратегических целей за счет усиления стратегического потенциала вуза и более полного использования благоприятных условий, формируемых детерминантами «национального ромба».
4. Разработка и реализация стратегической программы технического и социального развития вуза на планируемую перспективу, корректирование, ее с учетом анализа «обратных связей».
Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:
- что и в каком количестве производить?
- как и какими средствами производить?
- для кого и когда производить?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия организации должна вырабатывать правила и приемы [10]:
1) исследования условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами «национального ромба» внутри страны и за ее пределами, и выявления предпочтительной миссии вуза;
2) исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии вуза, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость вуза, то есть возможность переориентации на функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;
3) формирования ассортимента услуг университета, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами;
4) распределения имеющихся в распоряжении университета и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную эффективность использования этих ресурсов;
5) формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение университета в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;
6) раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри вуза.
Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия вуза – с момента определения ее миссии и в течение всего периода функционирования – должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение кризисных ситуаций, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.
Непосредственное рассмотрение составляющих экономической стратегии вуза предполагает рассмотрение элементов стратегии, которыми аргументируется ее актуальность и обоснованность.
Продуманная экономическая стратегия вуза включает решения по следующим вопросам [6, c.137-138]:
-
Сфера деятельности. Под сферой деятельности понимается выбор продукции и услуг, которую будет оказывать (производить) вуз, рынков, которые он будет обслуживать, и уровни вертикальной интеграции, к которой он будет стремиться.
-
Цели. Стратегия должна определять основные заинтересованные группы вуза, критерии оценки деятельности и установить показатели, которых университет хочет добиться в соответствии с этими критериями.
-
Идентификация стратегических бизнес единиц (СБЕ). Руководству вуза необходимо структурировать вуз в бизнес-единицы, во главе которых находятся ответственные за их деятельность и подотчетные руководству.
-
Размещение ресурсов. Основная стратегическая задача вуза – распределение имеющихся ресурсов прежде всего между СБЕ, а затем между продуктами, рынками, функциональными отделами и видами деятельности в каждой СБЕ.
-
Развитие устойчивых отличительных преимуществ. Наиболее важной стратегической задачей вуза является повышение конкурентоспособности.
-
Эффективные функциональные стратегии. Стратегия развития конкурентоспособности продукции университета должна подкрепляться эффективной функциональной политикой в области создания образовательных услуг, рыночного позиционирования, ассортимента, ценообразования, продвижения и распределения.
-
Синергизм. Ресурсы и возможности каждого подразделения должны дополнять и подкреплять друг друга.
Исходя из вышеизложенного, составляющими экономической стратегии организации можно признать:
-
Составляющие экономической стратегии фирмы, реализуемые во внешней сфере фирмы:
- товарная стратегия;
- стратегия ценообразования;
- стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов;
- стратегия поведения на рынках денег и ценных бумаг;
- стратегия трансакционных издержек;
- стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы.
-
Составляющие экономической стратегии фирмы, реализуемые во внутренней сфере фирмы:
- стратегия снижения производственных издержек;
- стратегия инвестиционной деятельности фирмы;
- стратегия персонала фирмы.
Список литературы
-
Chandler A. D. Strategy and structure. Cambridge: MIT Press, 1962.
-
Keller G. Academic Strategy. The management revolution in higher education. The Johns Hopkins University Press, 1983.
-
Mintzberg H. The rise and fall of strategic planning. Free Press and Prentice Hall International, 1994.
-
Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1998. С. 87.
-
Волков Д.Л. Экономическая стратегия предприятия в условиях перехода к рыночному хозяйству : дисс. … канд. экон. наук : 08.00.01
-
Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии / Пер. с англ. – СПб., 2007. С. 137-138.
-
Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. – М., 1998. С. 17.
-
Клейнер Г.Б. Теоретические основы стратегического планирования на микроуровне // Стратегическое управление предприятием: Материалы российской научно-практической конференции. Нижний Новгород: 10-11 сентября 2004 г. – Н.Новгород, 2004. С. 11.
-
Князев Е.А. Об университетах и их стратегиях // Стратегическое управление университетом. – 2005. – № 4.
-
Экономическая стратегия фирмы // Под ред. А.П.Градова – СПб.: СпецЛит, 2000.
Журнал рекомендован ВАК в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Козырьков Р.В. Составляющие экономической стратегии вуза // Вопросы экономики и права. – №1. – М., 2011. С. 94-97. 0,85 п.л.
Добавить комментарий