Для того чтобы добиться оптимального функционирования, руководство вуза должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Именно с этим утверждением связан самый сложный и неоднозначный в современной науке этап стратегического управления – выбор оптимальных направлений экономической стратегии.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями различных уровней, влияют разнообразные ситуационные факторы, которые могут образовать значительное количество комбинаций. Выделим наиболее значимые, применительно к отрасли высшего образования:

1. Группа факторов, характеризующих состояние отрасли. Здесь в первую очередь учитываются стадия жизненного цикла и структура отрасли, основные движущие силы и интенсивность конкуренции.

2. Группа факторов, характеризующих рыночную позицию вуза. Здесь в основном рассматривается положение университета в отрасли и его потенциал с точки зрения рыночных возможностей.

3. Масштаб деятельности вуза. Особенности стратегий, связанные с размерами производственной деятельности.

4. Фактор времени. Данный фактор при принятии решения может оказать влияние на успех или неудачи высшего учебного заведения. Реализация даже хорошей стратегии в неудачный момент может привести к большим проблемам. Ход времени обычно обусловливает изменение ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения о стратегии станут недействительными.

5. Вероятность опережения времени: чрезмерно активные вузы рискуют стать, по образному выражению И. Ансоффа, будущими «мертвыми героями», то есть не следует преждевременно реагировать на предстоящие изменения условий деятельности.

6. Приемлемый уровень риска. Риск является фактом существования любой организации, но высокая степень риска может разрушить ее. С другой стороны, умеренный и минимальный риск существенно снижает диапазон выбора стратегии [1].

Одной из проблем при выборе экономической стратегии вуза является недостаток информации, поэтому одним из вопросов выбора стратегии должна стать минимизация риска неполноты информации об исследуемом объекте, использование соответствующих систем анализа, позволяющих наиболее точно выявить эффективное направление функционирования и развития предприятия на перспективу.

Читайте  С днем рождения, любимый Филиал!

В связи с этим, актуальным становится вопрос разработки методики выбора стратегии, когда для определения перспектив дальнейшего развития объекта применяется не только анализ слабых и сильных сторон, возможностей и угроз и позиционирование организации на текущий момент времени, но анализ показателей во взаимосвязи, оценка риска изменения отдельных составляющих, возникновения чрезвычайных незапланированных ситуаций, что позволит организации своевременно реагировать на изменения среды.

Необходимо помнить, что основным при осуществлении стратегического управления организацией и выборе стратегии является соответствие стратегии целям организации и его внутреннему потенциалу, как основе для достижения поставленных целей. Также должно учитываться и состояние внешней среды (характеристики которой представляется возможным условно обозначить как внешний потенциал организации или потенциал внешней среды) по отношению к организации. Кроме этого нельзя игнорировать риск изменения состояния анализируемого объекта (потенциала организации) или среды его функционирования. Это связано с тем, что в условиях крайне высокой динамичности среды безальтернативный путь развития может привести к негативным последствиям. Риск какого-либо события (то есть вероятность его наступления), желательного или нежелательного для организации может, в случае его наступления, отодвинуть достижение целей организации, изменить его потенциал или вообще изменить внешнюю среду таким образом, что дальнейшее движение организации в выбранном направлении будет нецелесообразным. То есть при игнорировании данного фактора может возникнуть проблема осуществления стратегических рекомендаций в перспективе. В связи с вышеизложенным, при выборе стратегии необходимо уделять особое внимание следующим факторам:

  1. Потенциал вуза (финансы, управление, маркетинг, кадры и др.)

  2. Риски (внешние, внутренние)

  3. Потенциал внешней среды (технология, политика, культура, законодательство, рынок и др.) [2]

Также при выборе оптимальных направлений экономической стратегии организации, в том числе и высшего учебного заведения, в современных условиях необходимы особые подходы к сбору, обработке и распределению информации. Безусловно, весь информационный комплекс должен учитываться при разработке стратегии, однако, за основу должны быть взяты лишь те источники информации, которые имеют значение для правильного выбора стратегии. Следует также учитывать то, что совокупность информации подбирается индивидуализировано для каждой стратегической ситуации.

Читайте  Было-стало: дворовая территория Янгеля 1А

Кроме того, необходимо отметить, что еще одним критерием стратегической информации является важность ее влияния. В современных условиях важно правильно оценить существующую ситуацию для того, чтобы выявить конкурентные преимущества, которые могли бы повысить эффективность деятельности вуза, и в то же время обеспечили его непрерывное развитие. Выбранная стратегия должна позволять высшему учебному заведению не только следовать за изменениями среды и приспосабливаться к ним, но и в определенной мере сама вызывать эти изменения, влиять на окружающий мир с максимальной для себя выгодой. Только тогда будет обеспечено полноценное активное функционирование вуза, а также его длительная жизнеспособность и эффективность деятельности.

 

Литература/источники

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М., 1989

  2. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии / Пер. с англ. – СПб., 2007. 


 

Козырьков Р.В. Факторы, влияющие на выбор экономической стратегии вуза // Молодежь. Образование. Экономика: Сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов. 28 апреля 2011 г. Ярославль. – Т.1 – Ярославль: Издательство «Еще не поздно!», 2011. С. 69-71 0,35 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]