Основным видом деятельности высшего учебного заведения является создание образовательных услуг.

Вуз предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются обучающиеся и, одновременно, представляет результаты своей деятельности на рынке труда (квалифицированных специалистов), потребителями которых являются различные предприятия и организации. Эта двойственная природа деятельности вуза вносит значительную путаницу в определение его продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей.

Действуя одновременно на двух связанных и взаимозависимых рынках – рынке образовательных продуктов и услуг и рынке труда, вуз, тем не менее, имеет один продукт, с которым он выходит на оба рынка. Все исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения, в какой форме существует эта услуга, что затрудняет определение ее сущности.

Так, А.П. Панкрухин отмечает высокую стоимость образовательных услуг, длительность их оказания, отсроченность выявления результативности и зависимость результатов от условий будущей работы и жизни выпускника, необходимость дальнейшего сопровождения услуг, зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся и др.1

И. Шахриманьян, характеризуя образовательные услуги, пишет, что процесс их оказания «всегда длящийся во времени, многоактовый», должен рассматриваться как «сложная совокупность деятельностей человека, общества, государственных органов, требующая значительных затрат на ее всестороннее обеспечение и одновременно не приносящая реальной немедленной материальной выгоды после ее реализации», что «потребитель образовательных услуг должен обладать дополнительными качествами»2.

М.И. Потеев среди преимуществ деятельности по оказанию образовательных услуг выделяет то, что: «образовательные услуги могут оказываться в любых местах (гостиницах, квартирах, на теплоходах, базах отдыха), в любое время (зимой, весной, утром, днем, в каникулы), любыми профессионалами (не только профессионалами-преподавателями)»; предпринимательство в области образования не требует сырья и не вносит финансового риска; «деятельность по оказанию услуг в сфере образования менее подвержена чрезмерному контролю со стороны государства и, следовательно, уменьшает опасность распространения авторитаризма и бюрократизации…»3.

Читайте  Вручение дипломов зимнему выпуску 2017 года

Итак, можно дать следующее определение — под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей человека, общества и государства.

Таким образом, образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные потребности (государство). Соответственно их можно рассматривать с точки зрения всех трех компонентов.

С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.

С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

1 Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг. Автореферат дисс. на соис. уч. степ. д.э.н. — М., 1995. С.16.

2 Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Частная школа. 1994. № 1. С. 98-101.

3 Потеев М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Уч. пособие. — СПб., 1992.


 

Козырьков Р.В. Особенности образовательных услуг // Экономический и социально-философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (29 июня 2009). – Ч.2. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2009. С.52-53 0,2 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]