Анализ структуры факторов конкурентоспособности организации показал, что многие авторы [1, c.63-71; 2, c.46-50; 3, c.45-59] в роли оценочных показателей выбирают финансовые показатели. Однако на практике часты случаи, когда организации, имеющие вполне приемлемые финансовые показатели, становились банкротами. По мнению автора, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Все показатели услуги, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как неповышающие ценности услуги в конкретных условиях. То есть, показатели образовательных услуг, отражающие её эффект для производителя, часто не имеют значения для потребителя. Потребителя интересуют лишь потребительские свойства, каким бы путем они ни были достигнуты. В этой связи при исследовании конкурентоспособности важным направлением является изучение потребностей потенциальных потребителей, а именно, изучение феномена мотивации и механизмов поведения потребителя на всех стадиях принятия решения о покупке образовательных услуге учетом комплексных факторов, влияющих на это процесс.

Изучение потребностей потенциальных потребителей – задача нетривиальная. Наибольшую сложность представляет тот момент, что многие решения принимаются на эмоциональном, а не на рациональном уровне. Даже в тех случаях, когда мы, как потребители, убеждены в абсолютной рациональности своих покупок, эмоциональная составляющая решения также присутствует. Соответственно, успех организации во многом определяется эффективностью управления процессом сбора, обработки и анализа данных, релевантных для развития, прежде всего за счет глубокого понимания поведения потребителей. Соответственно, качество решений, принимаемых на основании результатов анализа, зависит от качества проведенного анализа, актуальности данных и ряда других моментов.

Процесс принятия решения потребителями образовательной услуги наиболее полно описан в работе А.П. Егоршина [4] и включает в себя несколько последовательных стадий:

1) осознание потребности в получении образования;

2) поиск и анализ информации об образовательных услугах;

3) первоначальная оценка вариантов получения образования в различных образовательных учреждениях;

4) выбор наилучшего варианта;

5) поступление в образовательной учреждение (покупка);

6) обучение и удовлетворенность выбором образовательного учреждения (потребление);

7) оценка качества образовательной услуги и перспектив работы по выбранной специальности;

Читайте  Государственные экзамены по программе профпереподготовки 2016

8) оценка выбора профессии и специальности;

9) профессиональная деятельность на основе полученной специальности (распоряжение продуктом).

С точки зрения изучения конкурентоспособности, наиболее важными стадиями принятия решения потребителями являются осознание проблемы, сбор информации, первоначальная оценка вариантов получения образования в различных образовательных учреждениях, выбор наилучшего варианта.

Модель принятия решения потребителем о поступлении в вуз можно разделить на несколько стадий, которые схематично представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Модель принятия решения потребителем о поступлении в вуз

Первая стадия принятия решения – осознание потребности в образовании. Потребитель (личность) понимает, что для достижения поставленных целей ему необходимо получить определенную специальность (осознание избирательной потребности) или профессиональное образование (осознание основной потребности). Для образовательного учреждения неважно, что в цепочке «специальность – вуз» для потенциального потребителя является приоритетным: получение конкретной специальности или обучение в определенном вузе. И в первом и во втором случае потребители производят оценку вариантов получения образования в различных вузах. Оценка вариантов получения образования проводится по факторам, то есть конкретным показателям, которые рассматриваются при выборе альтернатив, и на которые вуз может эффективно влиять.

Вторая стадия — поиск и анализ информации. Мотивированная активизация знаний, хранящихся в памяти (внутренний поиск), или приобретение информации об образовательных учреждениях и их услугах из внешней среды (внешний поиск).

Первоначальная оценка вариантов получения образования является третьей стадией процесса принятия решения и определяется как процесс оценки альтернатив получения образования, с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничения выбора до предпочтительного варианта.

Процедура совершения окончательного выбора потребителем образовательных услуг является четвертой стадией процесса принятия решения. Результатом этой процедуры должны стать название образовательного учреждения и специальность, по которой будет проходить обучение. Это могут быть и несколько приемлемых вариантов, из которых на следующих стадиях процесса принятия решения будет отобран только один.

Анализируя поведение потребителей образовательных услуг на стадиях (принятия решения о получении образования, с целью оценки конкурентоспособности, вузу необходимо:

  • ознакомиться с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту (образовательной услуге);

  • узнать, что потенциальные потребители образовательных услуг ожидают получить от обучения;

  • определить существенные факторы (критерии выбора), которые потребители используют при выборе образовательной услуги и вуза;

  • определить психологические характеристики потребителей, которые могут повлиять на выбор ими вуза;

  • определить другие существенные аспекты поведения потребителей в ходе выбора вуза.

Читайте  2000 Выпуск АГПУ в г.Знаменске

Итак, поведение потребителей образовательных услуг — сложный процесс, состоящий из нескольких стадий и подверженный влиянию различных факторов. Для оценки конкурентоспособности образовательной услуги и образовательного учреждения необходимо определить номенклатуру факторов (параметров), оказывающих влияние на процесс принятия решения потребителем о поступлении в вуз. При этом необходимо учитывать, что данные факторы будут различны для отдельных слоев населения. Так, например, абитуриенты — юноши, планирующие обучаться по программам очной формы обучения, при выборе вуза обращают внимание на наличие военной кафедры, тогда как для абитуриентов, планирующих поступить на заочную форму обучения наличие военной кафедры несущественно при выборе вуза. Поэтому, прежде чем начать изучение потребительского поведения для дальнейшей оценке конкурентоспособности образовательной услуги и образовательного учреждения, необходимо провести сегментацию рынка образовательных услуг по потребителям и обосновать выбор целевого сегмента. Если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности образовательной услуги необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

 

Литература

  1. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. — №5.

  2. Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследование в России, 1997. – №5.

  3. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. – №3.

  4. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород : НИМБ, 2001.

 


Козырьков Р.В. Оценочные показатели конкурентоспособности ВУЗа // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. 348-352 0,45 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]