Противоречие сложившихся управленческих технологий и условий внешнего окружения требует изменений в организации управления вузом, прежде всего в плане взаимодействия с внешней средой, в качестве которой выступает как само сообщество в целом с его образовательными потребностями и запросами, так и отдельные заказчики образовательных услуг в лице предприятий и организаций. Управление вузом в сложившихся условиях должно обеспечивать гибкость и адаптивность к рыночным условиям, в том числе и в долгосрочном, стратегическом периоде.

В современных условиях функционирования организаций важным этапом стратегического менеджмента является не только разработка рациональной стратегии, но и обеспечение его экономически эффективной реализации. Качественно новый подход может быть основан на использовании адаптационного механизма реализации стратегии.

Классический процесс разработки и реализации стратегии состоит из шести этапов (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы процесса создания и реализации стратегии [2]

В современных условиях основными недостатками данного алгоритма являются:

• отсутствие поэтапного механизма контроля, а, следовательно, адаптивного принципа формирования и реализации стратегического менеджмента;

• отсутствие экономического механизма реализации стратегии.

В связи с этим, процесс разработки и реализации стратегии может быть уточнен и расширен следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Процесс разработки и реализации адаптивной стратегии [1,c.59]

Данный подход предполагает:

• использование в целях анализа экономических показателей деятельности вуза по направлениям: финансовой перспективы, маркетинговой перспективы, внутренних процессов и перспективам развития (настройка карты сбалансированных показателей (BSC));

• корректировку стратегии, которая заключается в поэтапной оценке измерителей либо действий в реальных нестабильных условиях и характеризуется обратными связями.

Адаптивный подход к реализации стратегии обусловлен изменениями внешней среды, а также функциональных связей внутри вуза (переходом от централизованной системы управления к более гибкой). Адаптивный механизм, с одной стороны, позволит вузам эффективно действовать на рынке образовательных услуг, а с другой – обеспечит действие экономического механизма внутривузовского управления.

Читайте  В Знаменском филиале АГУ состоялось вручение дипломов

Адаптивный механизм предполагает:

1. Выделение двух контуров управления: стратегического в функциональном разрезе (определяет общие направления развития, сформированные исходя из миссии и задач организации; характеризуется общими базисными показателями) и оперативно-тактического (включает в себя элементы частного регулирования и является инструментом для реализации стратегии; характеризуется индикативными показателями, привязанными к определенным видам деятельности). На данном уровне проявляется коммерческое начало вуза. Таким образом, устраняется разрыв между оперативным и стратегическим планированием и управлением.

2. Выделение самостоятельных центров прибыли (стратегических зон хозяйствования), в качестве которых могут выступать факультеты, кафедры. В связи с этим, оперативно-тактический уровень управления можно рассматривать как уровень взаимодействующих между собой подсистем (центров прибыли), причем данные подсистемы в некотором роде являются самоорганизующимися. Под самоорганизацией понимается «свойство системы обретать пространственную, временную и функциональную структуру без специфического воздействия извне, навязывающего системе функционирование» [3].

3. Предоставление центрам прибыли экономической самостоятельности, что обеспечит рост и укрепление горизонтальных связей между подсистемами, с последующей заменой ими вертикальной иерархии без преждевременного разрушения последней. Вместе с тем действия центров прибыли (подсистем) будут регулироваться на основании индикаторов деятельности, определенных стратегией вуза и представляющих некоторый коридор, в пределах которого возможны действия подсистем.

Таким образом, в качестве методологического подхода к формированию и реализации стратегии управления вузом в условиях динамичной внешней среды предлагается использование способности его структурных единиц к самоорганизации. То есть происходит переход на качественно новый уровень формирования стратегии — управление не организацией, а процессами самоорганизации на основе индикативного планирования. Сам же самоорганизующийся процесс, в свою очередь, управляет организацией.

 

Литература

  1. Арутюнова Д.В., Ланкин В.Е., Татрова А.В. Экономические механизмы реализации стратегического управления вузом // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – Таганрог, 2004. – № 4.

  2. Терехов И.В. Методика использования информационных систем для управления в образовательной среде // www.tm.ifmo.ru.

  3. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам.- М.: Мир, 1991

Читайте  АГУ провел круглый стол по проблемам ФГОС дошкольного образования

Козырьков Р.В. Подходы к формированию и реализации стратегии управления вузом // Сборник докладов I Международной научной заочной конференции «Отраслевые аспекты экономики, управления и права» (Россия, г. Москва, 11 апреля 2011). – М.: Издательство ИНГН, 2011. С.21-22 0,35 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]