Основополагающим элементом рыночного механизма является конкуренция. В экономической науке выделяют, прежде всего, совершенную и несовершенную конкуренцию.

Рассматривая рынок образовательных услуг, следует отметить, что он не является рынком совершенной конкуренции, поскольку не выполняются важные условия чистой конкуренции, такие как: наличие стандартного характера продукции, поскольку отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка, доступность экономической информации, отсутствие контроля над ценами со стороны государства. Рынок характеризуется неоднородностью производителей образовательных услуг (от крупнейших университетов до отдельного репетитора), неоднородностью самих образовательных услуг, ценовой фактор не всегда является ведущим, существует информационная асимметрия.

Опираясь на исследования форм рыночной конкуренции Дж. Робинсон [1] и Э. Чемберлина [2] можно сделать вывод о монополистической конкуренции (monopolistic competitive) на рынке образовательных услуг, так как: число организаций, предлагающих образовательный услуги значительно; тип услуги дифференцированный; контроль над ценой может иметь место, но в довольно узких пределах; условия вступления в отрасль относительно легкие; неценовая конкуренция представлена в виде рекламы, статуса образовательного учреждения, образца диплома, и так далее.

Однако, конкуренция на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования не является монополистической, как для всего рынка в целом. Здесь уместнее говорить об олигополии. Исходными данными при исследовании конкуренции на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования явились показатели Федеральной службы государственной статистики, согласно которым среднее количество вузов в регионе, не учитывая городов Москвы и Санкт-Петербурга, составляет от 3 до 5 учреждений, у каждого из которых  есть своя специализация в образовании [3].

Так как вузы предлагают на региональном рынке не только профильные образовательные услуги, по которым они специализируются, например, рыбный промысел – конкурентов в регионе нет, но и «бизнес-образование», которое является точкой соприкосновения конкурентных сил на региональном рынке образовательных услуг высшего профессионального образования.

Читайте  Поздравление с Днем полигона

И даже, несмотря на то, что на этом рынке, помимо региональных вузов, присутствуют филиалы и представительства вузов других регионов, можно говорить о том, что данный рынок является олигополистическим.

Большинство экономистов таких, как П. Сэмуэльсон, Р. Дорфман , одним из основных параметров, определяющих олигополию, выделяли «влияние» или «господство ограниченного количества фирм на заданном рынке» [4, 5]. Как мы видим, ситуация на региональном рынке образовательных услуг полностью соответствует этому определению. Только региональные вузы могут оказывать влияние на заданный рынок образовательных услуг, причем как ценовое, так и неценовое.

Подтверждение предположения об олигополии на рынке образовательных услуг вузов можно найти и у Э. Чемберлина. Основным фактором монополистической конкуренции по Э. Чемберлину, служит монополия продукта, а не монополия фирмы. На рынке образовательных услуг у олигополии сосредоточен такой вид образовательных услуг, как высшее образование. По Э. Чемберлину, конкуренция качества эффективнее конкуренции цен, и олигополия использует неценовую конкуренцию: использование новых технологий обучения, внедрение новых специализаций, повышение качества обучения, улучшение условий обучения и другие приемы [2].

Филиалы и представительства в регионе скорее рассматриваются не как полноценные организации, которые могут успешно конкурировать с местными вузами своей учебной, научной, технической, методической базой, а, скорее, как бизнес-проект, основной задачей которого является получение прибыли.

Выше была рассмотрена ситуацию на усредненном региональном рынке данных образовательных услуг. Однако необходимо отметить, что особое положение на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования занимает рынок в городах Москве и Санкт-Петербурге. Данный рынок отличается от рынков в других регионах, тем, что количество фирм значительно, услуги дифференцированы, то есть ему характерна монополистическая конкуренция.

Таким образом, можно утверждать, что рынок образовательных услуг любого региона (кроме рынков г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в том числе и Московской и Ленинградской областей), в общем представлении – рынок олигополический. И значит, при формировании своей экономической стратегии администрация высшего образовательного учреждения должна учитывать этот факт.

Читайте  Внешние институциональные условия совершенствования механизмов управления образовательной организацией высшего образования

Список литературы:

1.     Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции [Текст]. – М. : Прогресс, 1986.

2.     Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции [Текст]. – М. : Экономика, 1996.

3.     Образование в Российской Федерации: статистический обзор [Текст]. – М. : НИИВО, 2007.

4.     Самуэльсон П. Экономика [Текст] / Пер. с англ. В. Д. Антонова, О. Г. Клесмет, А. К. Криворотченко и др. — М. : НПО АЛГОН; ВНИИСИ; Машиностроение, 1993.

5.     Дорфман Р. Математическое, или «линейное» программирование : нематематическое представление [Текст] / Пер. с англ. Г. А. Медведева // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999.


Козырьков Р.В. Конкуренция на региональном рынке образовательных услуг // Современная Россия: проблемы социально-экономического, экологического и духовно-политического развития, всерос. науч.-практ. конф. (2009; Волгоград). – Волгоград – М.: ООО «Глобус», 2009. С. 205 0,3 п.л.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]