К вопросу о создании системы электронного образовательного консалтинга в условиях современной цифровой образовательной среды

Аннотация. В статье анализируется проблемы формирования учебно-методических материалов нового поколения, которые вызваны разнообразием накопившихся причин, включая несоответствие между новыми информационно-коммуникационными образовательными технологиями и традиционным содержанием учебных курсов, включая как собственно учебный контент, так и применяемые дидактические методы. Новые учебные технологии вызывают перспективные изменения, включенность которых в учебный процесс оказывается существенным конкурентным преимуществом учебного заведения за счет повышения уровня квалификации преподавательского состава и существенного повышения производительности труда при формировании нового учебного контента. Обоснована необходимость создания системы инновационного образовательного консалтинга.

Ключевые слова: образование, контент, методология, генератор знаний, образовательный консалтинг

В рамках реализации Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда», которые совместно с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» призваны обеспечить разработку и реализацию прорывных технологий и платформенных решений, как в формировании современной образовательной среды, так и во всех сферах социально-экономической жизни общества. Сквозной характер и направленность проекта предусматривает организацию образовательного процесса с современной школы – Вуза – системы непрерывного образования и др.

Модернизация системы образования должна осуществляться «посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней; овладения компетенциями в области цифровой экономики» [11].

Указанные задачи предполагают формирование инновационного подхода к организации системы непрерывного образования и образовательного консалтинга в целом. Целью настоящей работы является исследование отдельных аспектов создания системы электронного образовательного консалтинга в условиях современной цифровой образовательной среды.

В существующих условиях одним из эффективных инструментов менеджмента Вуза в деле повы­шения его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг, повы­шения качества подготовки выпускников и эффективности управления самим об­разовательным учреждением видится в отработке действенной модели системы менеджмента качества [6].

В общем представлении, образовательный консалтинг — это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования работников. При этом роль консультанта сводится к тому, чтобы с помощью специальных средств, процедур создать условия для разработки плана действий. Но идеальным является такой способ консультирования, который приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития, а также означал бы совместную деятельность по решению какой-либо проблемы [4].

Формирование современной цифровой образовательной среды предполагает широкое внедрение Интернет – технологий. Несмотря на понимание важности информационно-коммуникативных образовательных технологий, до настоящего времени отсутствует общепринятая концепция их развития, не достаточно сформулированы цели, задачи и методы. Однако, «применяемые учебные методики адаптируют традиционные дидактические приемы к компьютерным технологиям, не принося качественных изменений» [3].

По мнению В. А. Ситарова в основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач [9]. 

Большинство обучающихся программ формируется без выявления сети внутренних логических связей и отсутствия информации о последовательности учебных действий, а создание «тестов производится, как правило, «вручную», не используются возможности электронного автоматизированного синтеза многовариантных заданий» [13], что позволяет констатировать — методические аспекты электронного обучения отстают от развития технических средств.

Результаты аналитических исследований позволили предложить авторскую классификацию характеристик электронных дидактических систем (табл. 1) [13], которую можно использовать как для анализа ретроспективы, так и перспектив развития указанных систем.

Таблица 1 —  Характеристики электронных дидактических систем

В качестве основы классификации приняты традиционные дидактики – дидактики «нулевого» поколения, характеристики которых обусловлены возможностями вербального общения в форме как устного диалога, так и свободного письменного изложения.

Проведенный аналитический обзор средств организации электронного обучения показывает, что традиционные учебно-измерительные комплексы обладают высококачественными дидактическими характеристиками (за счет моделирования натурных явлений и имитации), однако их эффективность существенно ограничивается высокой трудоемкостью (низкой производительностью) учебного процесса, в условиях отсутствия или недостаточного применения электронных информационных технологий.

Для электронной сетевой дидактики — дидактики второго поколения, например, по курсам технических дисциплин, синтез учебно-измерительных материалов осуществляется специальным автоматическим генератором (например, в режиме случайных комбинаций элементов и параметров системы). Формирование схемы задания осуществляется путем автоматической компоновки графических элементов, отобранных из исходного набора на основе генерации случайных чисел. Использование комбинаторного способа организации синтеза задания позволяет генерировать значительное число разнообразных вариантов. При этом обеспечивается возможность варьирования вводимых данных на основании показаний счетчика, что позволяет выстраивать элементы обратной связи между испытуемым и дидактической системой. В результате указанная система по своим характеристикам будет соответствует дидактикам второго поколения, который включает отдельные элементы третьего поколения (см. табл.1).

По нашим оценкам, использование учебно-измерительной матричной формы взамен традиционно применяемых тестов, в сочетании с комбинаторным синтезом задания, может позволить существенно изменить дидактические характеристики и повысить качество учебного процесса.

Реализация основных задач Национального проекта «Образование» определяют необходимость кардинального совершенствования существующих автоматизированных обучающихся систем (АОС) и формирования учебного контента нового поколения. «Преимущества автоматизированных обучающихся систем перед другими видами обучающих систем в первую очередь определяются тем, что фактически АОС – это инструментальный комплекс для создания компьютерных средств учебного назначения» [5].

Из многообразия средств организации электронного обучения выделяют следующие группы [7]:

  • авторские программные продукты (Authoring Packages — AP);
  • системы управления контентом (Content Management Systems — CMS);
  • системы управления обучением (Learning Management Systems —  LMS);
  • системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems — LCMS).

В системе автоматизированных систем также выделяют процесс управления учебным контентом.

Под учебным контентом понимают структурированную единицу учебной информации, имеющую разный формат отображения и многоуровневое содержание. Учебный контент может представлять собой лекцию, лабораторное или практическое задание, тестовый вопрос и т.д. Формат отображения может быть текстом в формате Word, HTML-документом, медиакомпонентом и т.д. Многоуровневое значение означает, что содержание может отличаться по уровню сложности и полноте охвата учебного материала. Например, если учебный контент – это лекция, то она может иметь тезисный, стандартный или расширенный вариант изложения. Контенты для лабораторных работ могут содержать: задания, разделенные по уровню сложности; типовые примеры решения задач; теоретические материалы [8].

Система управления учебным контентом в автоматизированных справочных системах реализует следующие функции: формирование и ведение базы данных учебных контентов;  генерация иерархического дерева учебных контентов дисциплины; выбор и визуализация учебных контентов. Формирование и ведение базы данных учебных контентов предполагает выполнение следующих действий: структуризация учебного материала; подготовка учебных контентов для выбранной дисциплины; ввод, редактирование и просмотр учебных контентов [8].

По нашим оценкам, существенной особенностью современного учебного процесса является несоответствие (противоречие) между новыми информационно-коммуникационными образовательными технологиями и традиционным содержанием учебных курсов, включая как собственно учебный контент, так и применяемые методики [13].

Электронный пользовательский интерфейс – это способ, которым участники учебного процесса выполняют какие-либо задачи, с учетом совершаемые ими действий. Интерфейс является ориентированным на человека, если он отвечает учитывает его потребности и особенности менталитета и другие факторы [2].

Назначение интерфейса – адекватное графическое представление учебного материала, отражающего как содержание курса, так и его методическое обеспечение.

Современный учебный интерфейс, предоставляющий значительные дидактические возможности, еще не полностью осознанные образовательным сообществом, часто используется для представления устаревшего учебного контента, формируемого применительно к «бумажным» носителям информации. Новая методология, адекватная возможностям электронного интерфейса предполагает формирование учебного курса на основе его онтологической (математической) многопараметрической модели [13].

Следовательно интерфейс позволяет рассматривать учебный материал в многочисленных разнообразных конфигурациях, что способствует повышению качества восприятия. На контрольных мероприятиях (зачетах, экзаменах, отработке учебных тем, и так далее) студенты работают с персональными именными учебными материалами, что требует от них творческого подхода и ограничивает возможности формального воспроизведения содержания курса.  

Модель учебного курса включает два базовых компонента: модель интерфейса для представления сформированного контента, и собственно математическую предметную модель, построенную на системе уравнений, отражающих содержание курса.

При этом, использование генераторов знаний в ограниченной сфере университетского образовательного процесса показало возможность и необходимость их совершенствования для создания отраслевых и межотраслевых систем генерации знаний на основе искусственного интеллекта [12]. 

В настоящее время активно формируются концептуальные подходы в системе искусственного интеллекта. В частности предложена Концепция имитационно-онтологического искусственного интеллекта, основанная на доминирование систем преобразования данных, использование прямого математического моделирования. Основой системы является симулятор — модуль, который имитирует данный объект. Онтологический модуль выборочно извлекает структурированные наборы функциональных ссылок из симулятора и заполняет их соответствующими наборами данных. Окончательное (пользовательское) представление знаний осуществляется с помощью специальных интерфейсов [12]. 

Многими исследователями обосновывается необходимость формирования современной парадигмы образования, которая представляется как прогрессивно-революционная модель развития образования, которая наиболее предпочтительна для настоящего периода развития общества (табл. 2) [10].

Таблица 2 — Парадигмы стратегии образования

Однако в современной парадигме образования (в частности, в практике компьютеризации и информатизации образования) накопились существенные противоречия, которые, по мнению профессора С. П. Грушевского, сформировались между[1]:

– традиционными средствами учебно-методического обеспечения и потребностью в новых формах учебной продукции, интегрирующих содержание и инновационные образовательные технологии с компьютерной поддержкой;

– абсолютизацией типологии и структуры учебной литературы и потребностью практики в их инновационных формах с расширенными функциональными, информационными и дидактическими возможностями, необходимостью опоры на достижения педагогических наук и научно-технического прогресса, в частности, электронно-вычислительной техники;

– сложившейся практикой создания электронных учебников унифицированной структуры и потребностью в вариативных дидактических структурах, включающих как традиционную книжную, так и специфическую компьютерную формы при доминирующей роли первой из них;

− традиционными подходами к профессиональной подготовке учителей и преподавателей вузов на основе функционирующих в системе образования учебных книг и потребностью в ориентации их практической деятельности на учебно-методические материалы нового поколения, отражающие инновационные процессы в педагогических науках и информатизацию педагогической практики;

− необходимостью усиления познавательной активности студентов и учащихся средствами компьютерного обучения, повышения воспитательного потенциала компьютерных технологий и недостаточной разработанностью методов и средств формирования интереса к обучению в компьютерной среде, отсутствием систем компьютерных технологий, нацеленных на повышение эффективности воспитательной работы среди учащейся молодёжи;

– большими материальными и финансовыми затратами государства на обеспечение образовательных учреждений учебной литературой и современной вычислительной техникой и недостаточной эффективностью их применения вследствие неразвитости инновационного образовательного менеджмента и маркетинга с компьютерной поддержкой и неподготовленности педагогов — «предметников» к применению инновационной учебной продукции.

Анализ современного состояния сферы образования и перспектив его развития позволяет сделать основные выводы и предложения.

Существенной проблемой современного учебного процесса является несоответствие между новыми информационно-коммуникационными образовательными технологиями и традиционным содержанием учебных курсов, включая как собственно учебный контент, так и применяемые дидактические методы.

Указанные противоречия могут быть преодолены применением новой методологии, адекватной возможностям электронного интерфейса, которая предполагает формирование учебного курса на основе его онтологической (математической) многопараметрической модели. Построение частных моделей на основе выборок параметров позволяет формировать уникальные совокупности учебных ресурсов разного уровня: персональные практические учебные задания, материалы для лекций и экзаменов, электронные справочные материалы.

Методология может применяться в многочисленных учебных курсах разных уровней – от начальной школы до университета, как в естественно-инженерных, так и в гуманитарных дисциплинах.

Несмотря на понимание важности информационно-коммуникационных образовательных технологий, на сегодняшний день отсутствует общепринятая концепция их развития, не вполне ясны цели, задачи и методы.  Попытки внедрения электронных образовательных технологий пока не принесли существенных результатов. Применяемые учебные методики адаптируют традиционные дидактические приемы к компьютерным технологиям, не принося качественных изменений.

Новые учебные технологии вызывают перспективные изменения, включенность которых в учебный процесс оказывается существенным конкурентным преимуществом учебного заведения.

Для успешной реализации указанных предложений нужна система инновационного образовательного консалтинга, осуществляющая функции: разработки электронных генераторов учебного контента, обучения и текущего консультирования преподавателей и технических специалистов, формирования специальных Web-ресурсов, администрирования процесса специального консалтинга и других необходимых мероприятий.

Результатом должно стать насыщение учебного процесса в образовательных учреждениях Астраханской области учебно-методическими материалами нового поколения, повышение уровня квалификации преподавательского состава, а также существенное повышение производительности труда при формировании нового учебного контента.

Библиографический список

  1. Грушевский С. П. Подходы к созданию учебных материалов нового поколения для профессионального математического образования и принципы конструирования их интерактивных версий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2012. – №05(079). С. 816 – 830. URL-  http://ej.kubagro.ru/2012/05/pdf/62.pdf.
  2. Денисов Ю. А. Операционные системы: правила работы. Серия «Основы информационных систем». Выпуск I (11) [Электронный ресурс]. URL-www.yudenisov.narod.ru.
  3. Зволинский В. П., Роткин В. М., Головин А. В. Принципы формирования учебных материалов нового поколения на примере инженерных дисциплин // Материалы VІI Международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований – 2011», Том 11, Педагогические науки, Przemysl, Польша, 2011. – С. 57-62.
  4. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.: Академия, 2001. — 267 с.
  5. Карпова И. П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: дисс. канд. техн. наук: 05.13.13 / И. П. Карпова. – М.: МГИЭиМ, 2002. – 200 с.
  6. Козырьков Р. В.  Внутренние условия и концепции совершенствования управления региональной организацией высшего образования //Baikal Research Journal.  Электронный научный журнал Байкальского государственного университета, 2017. — Т. 8. — № 3. – 15с. URL:  https://elibrary.ru/contents.asp?id=34548712&selid=30647187
  7. Логачёв М. С. Автоматизированные системы управления качеством образовательного процесса : монография / М. С. Логачёв, Ю. Н. Самарин, М. С. Тигина. —  М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2016. — 294 с.
  8. Сергеев М. Ю. Автоматизированные системы управления учебным контентом // Вестник ВГТУ. — 2012. — № 11. – С. 27-29.
  9. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательск. центр «Академия», 2004. — 368 с.
  10. Турченко В. П. Парадигмы стратегии образования // Педагог, 1998. — № 4. — С. 8-17.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  12. Rotkin V., Yavich R., Malev S. Concept of A.I. Based Knowledge Generator // Journal of Education and e-Learning Research, 2018. — Vol. 5. — No. 4. — P. 235-241.
  13. Zvolinsky V. P., Rotkin V. M., Golovin V. G., Matveeva N. I. Automated system for formation of educational content (in Russian). Scientific monograph. — USA: Lulu Press, Inc. 2017. – 168 p.

Ссылка на сборник


Козырьков Р.В. К вопросу о создании системы электронного образовательного консалтинга в условиях современной цифровой образовательной среды / Р.В. Козырьков, В.М. Роткин, В.Г. Головин // Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России [Электронный ресурс] : Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Знаменск, 11-12 апреля 2019 г.). — Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2019. – С. 304 –312. 0,52 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: