"Обыкновенный фашизм" надо посмотреть

Как понятно по названию, фильм рассказывает о фашизме, а точнее о его появлении, видах, целях и особенностях. В фильме использованы трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды нацистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также многочисленные любительские снимки, обнаруженные у эсэсовцев.

О целях фильма режиссёр говорил:

Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что даёт нам возможность вместе с вами поразмышлять…

Картина разделена на 16 глав, последняя из которых не окончена, она так и называется. Данная незаконченность символизирует то, что история фашизма не окончена, и что такое, казалось бы, абсурдное явление не искоренено даже в настоящее время.

Весь фильм состоит из реальных послевоенных и военных архивов, изъятых у немецких солдат, взятых в плен советскими войсками. Сюжет фильма повествует о нацисткой Германии, речь идет о проникновении фашизма в умы немцев, о том как большинство поняло свои ошибочные суждения, а также о том, как некоторые даже после поражения в войне не приняли свои ошибки, и о тех, кто продолжил развивать жестокое движение под названием фашизм.

Рецензия

«Фильм «Обыкновенный фашизм» был тем максимумом искренности, которую мог выдержать советский экран 60-х годов. Сегодня можно сказать гораздо больше, добраться до самых основ болезни, которая принимает разные формы: красную, коричневую, черную (клерикальную; фундаментализм может быть не менее злокачественным, чем социализм и национализм).»
— Г.Померанц (Искусство кино, N10-94).

Выпущено: Мосфильм (СССР)
Продолжительность (min): 130
Голос за кадром: Михаил Ромм

«Обыкновенный Фашизм» — нестареющий фильм-предупреждение Ромма

«Обыкновенный фашизм» — это документальный рассказ гениального художника о становлении фашизма в Европе начинается с пронзительных картинок мирного времени, немного отошедшего от ужасов войны. Человечеству пришлось заплатить немыслимую по масштабам цену за то, чтобы уничтожить «коричневую чуму», изобретенную идеологами III Рейха.

Вызывающие контрасты первой главы

Хитрые и умные коты, грустный лев и много самых разных мам на детских рисунках. В них отражено благодушие, и безмятежность спокойного времени. Идут кадры, снятые скрытой камерой около университетской доски объявлений – как абитуриенты ждут результатов вступительных экзаменов. Потом их радость и разочарование, показывают ожидающих и встречающихся людей в разных местах Москвы.

Варшава, там тоже есть своя выставка детских рисунков: «Моя мама самая красивая». Дальше молодые мамы с детками мирно прогуливаются по Берлину.

Вдруг идиллия прерывается кадрами: немецкий солдат убивает мать и ребенка. Потом кино переключается на показ музеев в бывших концлагерях. Колючая проволока, мрачные бараки, крематории, горы женских волос, протезов, детских горшков и аккуратный холм из пепла и костей несметного числа людей.

Проезд Гитлера по усыпанным цветами улицам Берлина. Фюрер чинно восходит к трону на помосте, садится, а под его ногами стоит людское море, готовое по любому мановению руки вождя броситься и смести все стоящее на его пути.

О телячьих шкурах и нацистском катехизисе

С подробными деталями показывают процесс изготовления особого экземпляра книги «Майн кампф». Процедура подбора кадров изготовителей, технологии и особенности хранения фолианта поражают своей вычурностью. В этой мистерии фашизм кодировал свои претензии на создание новой традиции и даже новой религии для избранной арийской сверхнации.

Книга должна была пролежать в специальном саркофаге, помещенном в мавзолей не менее тысячи лет. Он должна была стать главной реликвией III Рейха, «освященной» ее харизматичным создателем, предрекшим такой срок существования нацистской империи.

Про Гитлера

Сын австрийского чиновника, не очень удачливый художник-самоучка, Гитлер выслужил чин ефрейтора и «железный крест» германской армии, в годы Первой мировой войны. После поражения Германии Гитлер вступает по заданию полиции в мелкую национал-социалистическую рабочую партию. Скоро он становится лидером, благодаря своим ораторским и актерским способностям.

Президент Гинденбург недолюбливал «богемского ефрейтора», но, получив письмо, подписанное несколькими миллионами марок, не устоял и назначил выскочку Гитлера рейхсканцлером.

На первом заседании кабинета министров новый канцлер – сама почтительность. А за окном правительственных апартаментов бушует толпа, и маршируют солдаты на фоне панорамы стального орла.

А в это время…

А на Западе в это время короли и королевы спускают корабли и сходят с яхт, играют в теннис, беглый кайзер кормит уток, а французский президент на фоне семьи. Показ мод. Бешеные автогонки, зажигательные танцы, джаз, «Очи черные» и прочие прелести жизни сменяют кадры тренировки полицейских с дубинками и реальное применение навыков на демонстрантов. А вот главаря лондонских фашистов полиция защищает от разгневанных горожан.

Пронзительный сюжет из Марселя: встреча французским министром иностранных дел Луи Барту югославского короля Александра закончилась убийством обоих на глазах собравшихся людей и кинооператоров. Полиция немедля ликвидировала преступника, который, как позже выяснилось, действовал по указке из Берлина.

Культура нацистов

Поражает размах и монументальность культурных маркеров третьего Рейха. Ночные шоу факельных шествий, длящиеся порой трое суток кряду, показывают зашкаливающее число зашореных и малоумных немцев. Не только многотысячные променады с факелами, но и публичное сожжение книг под зажигательные речи Йозефа Геббельса показывают истинное лицо нацистской культуры.

Лицами Академий наук, права и даже сельских хозяев выступают расфранченные в военную униформу, увешанные наградами и регалиями, и украшенные аксельбантами «академики» и «сельские хозяева». Они чинно внимают на торжественных заседаниях все тому же Геббельсу. Именно академики инициировали закон о том, что «нелюбовь к фюреру – является уголовным преступлением.

Национальная идея в действии

Разработанная деятелями фашистской псевдонауки расовая теория показана в действии на кадрах измерения пропорций черепов и деление их на правильные и неправильные, что кажется нам полным абсурдом. От теории всего один шаг до практики. Скоро нацисты взялись за национальную, расовую чистку в своей стране и на захваченных территориях. Освобождались от евреев, цыган, поляков, чехов. Облавы, погромы и аресты семьями стали обычным делом. Потянулись в концлагеря спецэшелоны и начали заселяться гетто.

Для арийцев расписывались своды правил о чистых браках и о поведении солдат в отпусках. Внебрачные связи попадали под регламентацию инструкциями и соответствующими справками. Дух «сверхчеловека» поддерживался маскарадами в рыцарских доспехах, а дамы дефилировали по улицам в старинных платьях.Народ, империя, фюрер

Цель фашистов – сбить народ в одну бандитскую шайку достигалась совместным поеданием копеечного супа (чем тебе не древняя Спарта). Гитлер демонстративно кушает супчик, предварительно бросив монетку в банку. Массовые качания под музыку, некое подобие скачек на майдане в Киеве 2014 года.

Все заточено на демонстрацию единства народа и власти. Гитлер и фашистские начальники вниз по иерархии упражняются с лопатами, открывая сезон строительства автобанов. Та же показуха на промышленной выставке, всюду самолеты, танки, подводные лодки.

Комплекс Нерона

Видеохроника, фотографии, бюсты и картины фокусируют внимание на Гитлере. Фюрер дает автограф, обходит строй почетного караула, произносит речи на разных собраниях. В них он утверждает, что славяне раса рабов, украинцы дикари и тому подобное. Диктор обращает внимание, что Гитлер сцепляет руки в паху и этому следуют окружающие.

Важность жестов подтверждается кадрами о Муссолини, именно от него перенял скрещивание рук в паху. Дуче вообще был образцом для фюрера в плане саморекламы, да и факельные шествия, компиляция с парадов итальянских фашистов. Гитлер довел до совершенства многие начинания Муссолини.

Арт-нацизм

Немецкие галереи, заполненные произведениями скульптуры и живописи, представленные картинами с Гитлером «в главной роли», скульптуры солдат, мужчин-атлетов и нагих женщин, и т.д. На каждом шагу Гитлер в полный рост, поясной портрет фюрера: гитлер, гитлер, гитлер…

В мастерской скульптора Торака монументы на зависть самому Церетели. Гитлеру посвящаются книжные выставки. Фривольные танцы музыкального театра, комические дуэты, веселые куплеты. И четкое движение парадных коробок вермахта, чеканящих шаг перед вскинувшим вперед руку Гитлером.

Вторая часть.

Мы принадлежим тебе…

Особый взгляд на детей III Рейха. А вот и детские рисунки из фашистской Германии, на которых в портрете папы и даже мамы угадывается Гитлер. Вот малыши из начальной школы в Германии тех лет, первые буквы школьник складывает в слова «Хайль Гитлер».

Стихи тех лет для ученики заучивают наизусть стихи, конечно же, про Гитлера. Вот он собственной персоной идет вдоль рядов германской молодежи, произносит лозунги для вдохновленных юнцов. Потом питомцы «гитлерюгенда» превратятся в солдат. Немецкие солдаты клянутся в верности Гитлеру, такая же клятва произносятся медсестрами и прочими работниками.

Другая Германия

Кадры о Германии двадцатых годов, «спартаковцы» Эрнст Тельман и другие революционные деятели. Хроника показывает рабочих германских заводов, диктор говорит о простых немецких рабочих.

Проникновенные слова о другой Германии сменяются кадрами о разгоне рабочих демонстраций. Однако те же рабочие куют оружие, делают все: от ружей до танков и пушек. Марш «спартаковцев» по улице и их дальнейшая судьба — колючая проволока, бараки лагерей. В них сажали всех потенциальных противников нового режима. То же самое, что и на Украине.

Как надо обращаться с массами

«Хлеба и зрелищ» требовала когда-то римская толпа. «С массой надо обращаться как с женщиной» — любил говорить Гитлер. Поэтому в гитлеровской Германии уделялось много внимания досугу плебса. Подтверждением тому кадры с отдыха простых немцев, и повседневная жизнь горожан.

Частое появление на людях Гитлера доставляло неудобство простонародью. Но это не уменьшало народной приязни к фюреру. Обычные люди, среди них много экзальтированных женщин тянут руки, выражая почтение своему фюреру, а он вальяжно приветствует их в ответ.

Удобная позиция военных преступников

Оправдывая свои преступные деяния, фашисты говорили: «фюрер приказал, мы исполняли». Приказал разбомбить Гернику в Испании, сравняли с землей, не задумываясь. Гитлеровские солдаты входят в завоеванные страны, гражданское население за колючую проволоку. Пленных сгоняют в лагеря. Гитлер приказал!

На кадрах немецкой кинохроники веселые солдаты. Утром 22 июня Берлин спокойно воспринял объявление о начале войны с СССР. Бомбы летят на советским городам. Предвоенной Москве еще кажется, что продолжается мирное время. А на западных границах война, горят дома, их жгут фашистские огнеметчики, но они тут не причем, им Гитлер приказал!

Фашизм обыкновенный

Немецкие солдаты и офицеры в начале войны любили фотографироваться на фоне повешенных, пыток и убийств. Ужасают кадры солдат вермахта на фоне горы мертвых тел, они веселятся, ведь они «сверхчеловеки». Солдаты купаются в фонтане, речке, лепят из песка, на контрасте фотографий из официального отчета.

А вот Варшава, прогулки по гетто, рисунки детей из гетто. А вот люди загружаются в вагоны на городском вокзале, разгружаются в концлагере. Дальше газовая камера, тем, кому не повезло, и фото отощавших от голода узников. Свалка обуви людей, исчезнувших в трубе крематория. Тут же комендант лагеря с женой и друзьями. Они пока еще полагают, что их жизнь удалась

Конец третьего Рейха

Вот показывают, как солдаты вермахта готовятся к войне зимой и тут же реальные, примороженные немецкие пленные под Сталинградом, кутаются в лохмотья. В это время, советские войска наступают… 1965 год – встреча однополчан, еще нестарые ветераны общаются в мирную пору, вспоминая ужасы войны.

«Хотите ли вы тотальной войны», кричит Геббельс, толпа ревет: «хотим!» А вот и она сама, «тотальная война» — разрушенные здания, слезы и страдания мирных людей… убитые маленькие дети.

Еще один ее результат на кадрах 1944 года с московского ипподрома, стадо немецких пленных бредет по столице, на них смотрят москвичи.

Последняя съемка фюрера, обходящего строй юнцов-солдат. Война уже в Берлине. Гитлер обещал народу, что лет через десять никто не узнает Берлин — не соврал.

Глава последняя… незаконченная

Мирные Париж и Берлин, времен ГДР, дети идут в школы. Зять Муссолини и племянница Гитлера развлекают публику песенками. Мирная жизнь приедается, хочется чего-то нового художникам, адреналин выплескивается у каскадеров, культуристы демонстрируют свое мясо, а модели свои достоинства.

Для многих людей Вторая мировая война, в которую фашизм ввергнул человечество, уже в шестидесятые становилась историей. В споре между физиками и лириками стали побеждать первые. Тройка по истории ерунда, главное успех в математике.

А между тем, историю Второй мировой войны забывать нельзя. Тогда было еще много живых и здоровых фашистов и сейчас их последователей не поубавилось. Как оказалось, фашизм не ушел в историю, сегодня на Украине это стало явью.

Важно помнить! Чтобы не повторилось.

(via)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: