Термин «дипломатия знаний» становится все более популярным и используется по-разному. Это вызывает некоторую путаницу.
Например, может ли пропаганда преимуществ международного высшего образования и лоббирование дальнейших программ финансирования рассматриваться как дипломатия знаний? Является ли усиление конкуренции в области международного высшего образования и научных исследований, защита собственных интересов и подход, учитывающий интересы всех победителей, дипломатией знаний? Можно ли назвать развитие международных и межкультурных компетенций студентов через обучение за рубежом дипломатией знаний?
Это всего лишь несколько примеров того, как термин «дипломатия знания» использовался, возможно неправильно, международными исследователями и профессионалами в области высшего образования за последний год. Итак, какова предыстория этой путаницы?
Изменения в дипломатии и международном высшем образовании
Современная дипломатия меняется беспрецедентными темпами и характеризуется новыми участниками, новыми вопросами и новыми функциями. Переход от государственного подхода, который, как правило, сосредоточен на роли министерств иностранных дел и профессиональных дипломатов, к мнгостороннему подходу, является отличительной чертой нынешних изменений.
Ключевыми игроками в дипломатических отношениях становятся не только государственные организации широкого спектра, включая высшие учебные заведения, научно – технические учреждения, но и организации гражданского общества, многонациональные фирмы и экспертные сети.
Безопасность и экономическое развитие уже давно являются основополагающими вопросами в международных отношениях, но современная дипломатия включает в себя новые вопросы, такие как миграция, здравоохранение и окружающая среда.
Международная система высшего образования и научных исследований в равной степени динамична с развитием инновационных глобальных исследовательских сетей, образовательных центров или центров знаний, международных совместных университетов, многосекторальных партнерств, региональных центров передового опыта и новых способов академической мобильности, включая мобильность программ, поставщиков услуг и политики.
Но как пересекаются меняющиеся миры современной дипломатии и международного высшего образования и исследований? Одно из звеньев-дипломатия знаний.
Что такое «дипломатия знаний»?
Первый шаг к пониманию дипломатии знаний-ответить на вопрос – Что такое дипломатия? Короче говоря, дипломатия относится к управлению или укреплению отношений между странами. Поэтому дипломатия знаний понимается как та роль, которую международное высшее образование, научные исследования и инновации могут играть в укреплении отношений между странами.
Но дипломатия знаний также может рассматриваться и с другой стороны -международные отношения могут усилить или препятствовать международному высшему образованию и исследованиям.
Дипломатия знаний признает, что многие внутренние проблемы в настоящее время являются глобальными; и наоборот, многие глобальные проблемы в настоящее время являются внутренними проблемами. Нет сомнений в том, что наш все более глобализированный, взаимосвязанный и взаимозависимый мир порождает новые проблемы, угрозы и возможности, которые не могут быть решены одной страной. Необходимо международное сотрудничество.
Дипломатия знаний может привнести опыт и исследования сектора высшего образования в партнерство с другими секторами или субъектами для решения насущных глобальных проблем, которые не в состоянии решить ни одна страна.
Знание как источник власти?
Тем не менее, многие рассматривают международное высшее образование и знания как источник силы – фактически формой мягкой силы. По сравнению с военной силой или экономическими санкциями жесткой силы, нет никаких сомнений в том, что знания как мягкая сила менее инвазивны или разрушительны.
Тем не менее, ценности, лежащие в основе любого вида силы – жесткой силы, мягкой силы и умной силы – в международных отношениях чаще всего рассматриваются как доминирование, авторитет и превосходство. Власть часто представляет собой вертикальные отношения между странами.
Напротив, дипломатия рассматривается как горизонтальные отношения между странами. Кроме того, дипломатия строится на ценностях и функциях, таких, как переговоры, компромисс и взаимность.
Собственный интерес против взаимных интересов
Нет сомнений в том, что интересы стран и различных действующих лиц всегда проявляются в международных отношениях. Но в любой парадигме власти или отношениях доминируют и часто преследуют в сценарии победителя/проигравшего свои интересы и выгоды. Он отличается от дипломатических рамок тем, что корыстные интересы превращаются в взаимность или взаимность интересов посредством компромисса и переговоров.
Хотя это может показаться чрезмерным упрощением, существует фундаментальное различие между использованием мягкой силы и дипломатией в международных отношениях. Это, в свою очередь, может привести к пониманию международного высшего образования и научных исследований как источника разрыва в знаниях между странами или как субъекта дипломатии знаний, который может способствовать укреплению отношений между странами для решения глобальных проблем.
Риски и непреднамеренные последствия
По мере развития интереса к дипломатии знаний и ее использования будут существовать многочисленные интерпретации того, что она собой представляет, почему она важна и какие стратегии могут быть использованы в ее работе. Хотя дипломатию знаний нельзя рассматривать как синоним интернационализации высшего образования, она проливает яркий свет на более широкую роль и вклад международного высшего образования и научных исследований в международные отношения и наоборот.
Должно быть предельно ясно, что дипломатия в области знаний, несомненно, сопряжена с рисками и непреднамеренными последствиями, особенно в тех случаях, когда знания часто рассматриваются как источник силы и господства.
Однако давайте в сфере высшего образования попытаемся использовать дипломатию знаний в качестве инструмента для решения глобальных проблем и возможностей посредством укрепления международных отношений и уменьшения вероятности того, что международное высшее образование и научные исследования станут инструментом «разрыва знаний» между странами и между странами.
Джейн Найт является адъюнкт-профессором в Институте исследований образования Онтарио в Университете Торонто, Канада, и выдающимся приглашенным профессором в Центре исследований высшего образования Али-Мазрю в Университете Йоханнесбурга, Южная Африка. Электронная почта: . Статья основана на исследованиях, которые были сделаны для новой книги по дипломатии знаний и роли вклада международного высшего образования в международные отношения и как решаются глобальные проблемы и возможности.
Добавить комментарий