Дипломатия знаний или "каждый сам за себя"?

Термин "дипломатия знаний" становится все более популярным и используется по-разному. Это вызывает некоторую путаницу.

Например, может ли пропаганда преимуществ международного высшего образования и лоббирование дальнейших программ финансирования рассматриваться как дипломатия знаний? Является ли усиление конкуренции в области международного высшего образования и научных исследований, защита собственных интересов и подход, учитывающий интересы всех победителей, дипломатией знаний? Можно ли назвать развитие международных и межкультурных компетенций студентов через обучение за рубежом дипломатией знаний?

Это всего лишь несколько примеров того, как термин «дипломатия знания» использовался, возможно неправильно, международными исследователями и профессионалами в области высшего образования за последний год. Итак, какова предыстория этой путаницы?

Изменения в дипломатии и международном высшем образовании

Современная дипломатия меняется беспрецедентными темпами и характеризуется новыми участниками, новыми вопросами и новыми функциями. Переход от государственного подхода, который, как правило, сосредоточен на роли министерств иностранных дел и профессиональных дипломатов, к мнгостороннему подходу, является отличительной чертой нынешних изменений.

Ключевыми игроками в дипломатических отношениях становятся не только государственные организации широкого спектра, включая высшие учебные заведения, научно – технические учреждения, но и организации гражданского общества, многонациональные фирмы и экспертные сети.

Безопасность и экономическое развитие уже давно являются основополагающими вопросами в международных отношениях, но современная дипломатия включает в себя новые вопросы, такие как миграция, здравоохранение и окружающая среда.

Международная система высшего образования и научных исследований в равной степени динамична с развитием инновационных глобальных исследовательских сетей, образовательных центров или центров знаний, международных совместных университетов, многосекторальных партнерств, региональных центров передового опыта и новых способов академической мобильности, включая мобильность программ, поставщиков услуг и политики.

Но как пересекаются меняющиеся миры современной дипломатии и международного высшего образования и исследований? Одно из звеньев-дипломатия знаний.

Что такое "дипломатия знаний"?

Первый шаг к пониманию дипломатии знаний-ответить на вопрос – Что такое дипломатия? Короче говоря, дипломатия относится к управлению или укреплению отношений между странами. Поэтому дипломатия знаний понимается как та роль, которую международное высшее образование, научные исследования и инновации могут играть в укреплении отношений между странами.

Но дипломатия знаний также может рассматриваться и с другой стороны -международные отношения могут усилить или препятствовать международному высшему образованию и исследованиям.

Дипломатия знаний признает, что многие внутренние проблемы в настоящее время являются глобальными; и наоборот, многие глобальные проблемы в настоящее время являются внутренними проблемами. Нет сомнений в том, что наш все более глобализированный, взаимосвязанный и взаимозависимый мир порождает новые проблемы, угрозы и возможности, которые не могут быть решены одной страной. Необходимо международное сотрудничество.

Дипломатия знаний может привнести опыт и исследования сектора высшего образования в партнерство с другими секторами или субъектами для решения насущных глобальных проблем, которые не в состоянии решить ни одна страна.

Знание как источник власти?

Тем не менее, многие рассматривают международное высшее образование и знания как источник силы – фактически формой мягкой силы. По сравнению с военной силой или экономическими санкциями жесткой силы, нет никаких сомнений в том, что знания как мягкая сила менее инвазивны или разрушительны.

Тем не менее, ценности, лежащие в основе любого вида силы – жесткой силы, мягкой силы и умной силы – в международных отношениях чаще всего рассматриваются как доминирование, авторитет и превосходство. Власть часто представляет собой вертикальные отношения между странами.

Напротив, дипломатия рассматривается как горизонтальные отношения между странами. Кроме того, дипломатия строится на ценностях и функциях, таких, как переговоры, компромисс и взаимность.

Собственный интерес против взаимных интересов

Нет сомнений в том, что интересы стран и различных действующих лиц всегда проявляются в международных отношениях. Но в любой парадигме власти или отношениях доминируют и часто преследуют в сценарии победителя/проигравшего свои интересы и выгоды. Он отличается от дипломатических рамок тем, что корыстные интересы превращаются в взаимность или взаимность интересов посредством компромисса и переговоров.

Хотя это может показаться чрезмерным упрощением, существует фундаментальное различие между использованием мягкой силы и дипломатией в международных отношениях. Это, в свою очередь, может привести к пониманию международного высшего образования и научных исследований как источника разрыва в знаниях между странами или как субъекта дипломатии знаний, который может способствовать укреплению отношений между странами для решения глобальных проблем.

Риски и непреднамеренные последствия

По мере развития интереса к дипломатии знаний и ее использования будут существовать многочисленные интерпретации того, что она собой представляет, почему она важна и какие стратегии могут быть использованы в ее работе. Хотя дипломатию знаний нельзя рассматривать как синоним интернационализации высшего образования, она проливает яркий свет на более широкую роль и вклад международного высшего образования и научных исследований в международные отношения и наоборот.

Должно быть предельно ясно, что дипломатия в области знаний, несомненно, сопряжена с рисками и непреднамеренными последствиями, особенно в тех случаях, когда знания часто рассматриваются как источник силы и господства.

Однако давайте в сфере высшего образования попытаемся использовать дипломатию знаний в качестве инструмента для решения глобальных проблем и возможностей посредством укрепления международных отношений и уменьшения вероятности того, что международное высшее образование и научные исследования станут инструментом "разрыва знаний" между странами и между странами.

Джейн Найт является адъюнкт-профессором в Институте исследований образования Онтарио в Университете Торонто, Канада, и выдающимся приглашенным профессором в Центре исследований высшего образования Али-Мазрю в Университете Йоханнесбурга, Южная Африка. Электронная почта: jane.knight@utoronto.ca. Статья основана на исследованиях, которые были сделаны для новой книги по дипломатии знаний и роли вклада международного высшего образования в международные отношения и как решаются глобальные проблемы и возможности.

Оригинальная новость

Knowledge diplomacy or knowledge pide?

The term ‘knowledge diplomacy’ is becoming increasingly popular and is being used in different ways. This is causing some confusion.

For instance, can advocacy for the benefits of international higher education and lobbying for further funding programmes be understood as knowledge diplomacy? Does increased competition in international higher education and research, defence of self-interest and a winner-takes-all approach constitute knowledge diplomacy? Can developing students’ international and intercultural competencies through study abroad be labelled knowledge diplomacy?

These are just a few examples of how the term knowledge diplomacy has been used, perhaps misused, by international higher education researchers and professionals over the last year. So what is the background to this confusion?

Changes in diplomacy and international HE

Contemporary diplomacy is changing at an unprecedented pace and is characterised by new actors, new issues and new functions. The shift from a state-based approach, typically centred on the role of ministries of foreign affairs and professional diplomats, to a multi-actor approach is a hallmark of the current changes.

Not only have a broad spectrum of government organisations – including higher education, science and technology agencies – become key players in diplomatic relations, so too have civil society organisations, multinational firms and expert networks.

Security and economic development have long been fundamental issues in international relations, but modern diplomacy includes new issues such as migration, health and the environment.

The landscape of international higher education and research is equally dynamic with the development of innovative global research networks, education or knowledge hubs, international joint universities, multi-sector partnerships, regional centres of excellence and new modes of academic mobility including programme, provider and policy mobility.

But how do the changing worlds of contemporary diplomacy and international higher education and research intersect? One link is knowledge diplomacy.

What is knowledge diplomacy?

The first step to understanding knowledge diplomacy is to answer the question – what is diplomacy? In short, diplomacy refers to the management or strengthening of relations between and among countries. Knowledge diplomacy is therefore understood to be the role that international higher education, research and innovation can play in the strengthening of relations between and among countries.

But knowledge diplomacy can also be seen as a two-way process by also focusing on how international relations can enhance – or hinder – international higher education and research.

Knowledge diplomacy recognises that many domestic issues are now global issues; and conversely, many global challenges are now domestic challenges. There is no question that our increasingly globalised, interconnected and interdependent world presents new issues, threats and opportunities that cannot be addressed by one nation alone. International collaboration is necessary.

Knowledge diplomacy can bring the expertise and research of the higher education sector, in partnership with other sectors or disciplines or actors, to address the pressing global issues that are beyond a single country’s capacity to resolve.

Knowledge as a source of power?

Yet, many see international higher education and knowledge as a source of power – in fact a form of soft power. When compared to the military force or economic sanctions of hard power, there is no question that knowledge as soft power is less invasive or destructive.

Yet, the values underlying any kind of power – hard power, soft power and smart power – in international relations are most often seen as dominance, authority and supremacy. Power is often framed as a vertical relationship between countries.

In contrast, diplomacy is seen as being about horizontal relationships between countries. Furthermore, diplomacy is framed in terms of values and functions such as negotiation, compromise and reciprocity.

Self-interest vs mutual interests

There is no question that the self-interest of countries and various actors are always at play in international relations. But in any power paradigm or relationship, self-interest and benefits dominate and often play out in a winner/loser scenario. It is different with a diplomatic framework as self-interest morphs into a mutuality or reciprocity of interests through compromise and negotiation.

While this may appear to be an oversimplification, there is a fundamental difference between the use of soft power and diplomacy in international relations. This in turn can lead to understanding international higher education and research as either the source of a knowledge pide between countries or as a knowledge diplomacy actor that can contribute to strengthening relations between and among countries to address global issues.

Risks and unintended consequences

As interest in and the use of knowledge diplomacy evolves there will be multiple interpretations of what it is, why it is important and what strategies can be used in its service. While knowledge diplomacy cannot be seen as synonymous with internationalisation of higher education, it does shine a bright light on the broader role and contribution of international higher education and research to international relations and vice versa.

Let it be clear that there are certain to be risks and unintended consequences attached to knowledge diplomacy, especially when knowledge is often seen as a source of power and dominance.

However, let us in the higher education sector try to use knowledge diplomacy as a tool to address global challenges and opportunities through enhanced international relations and to lessen the chance that international higher education and research become an instrument of the ‘knowledge pide’ between and among countries.

Jane Knight is adjunct professor at the Ontario Institute for Studies in Education at the University of Toronto, Canada, and a distinguished visiting professor at the Ali Mazrui Centre for Higher Education Studies, University of Johannesburg, South Africa. Email: jane.knight@utoronto.ca. The article is based on research being done for a new book on knowledge diplomacy and the role of international higher education’s contribution to international relations and how global challenges and opportunities are addressed.

(via)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: