Управление доходами региональной организацией высшего образования в современных условиях

Аннотация. В статье исследуются модели управления экономикой и утверждается возможность реализации модели «управления доходами» на основе совершенствования струкутрно-организационного механизма управления организации; в эмпирическом исследовании организационной структуры современных успешных организаций высшего образования показаны зависимые связи между структурным оформлением модели «управление доходами» в организации и ее устойчивым финансово-экономическом положением на региональном рынке.

Организации системы высшего образования в регионах являются социально значимыми участниками регионального рынка со сложившейся системой финансирования их деятельности, преимущественно из бюджетных средств. Это предопределило некую основную модель управления их экономическим развитием, которую условно можно назвать «эффективные расходы». В этой модели приоритет управления расходами над управлением доходами имеет своим последствием неразвитое организационно-структурное выражение функции управления доходами.

Исследователи вопросов управления вузом отмечали важность организационной гибкости под влиянием внешней и внутренней среды, [1;2;3;4;5] однако до 2015 года финансирование бюджетное финансирование организаций высшего образования (далее – ВО) в регионах имело положительную динамику и поэтому обратная ситуация не рассматривалась в качестве базового условия построения эффективной экономической модели управления организацией ВО.

В контексте новых экономических условий в организационной структуре вуза необходима специальная служба, имеющая компетенцию в области управления движением ресурсов извне организации. Подразделение, организующее денежный поток организации из различных внешних источников регионального рынка, как один из механизмов управления вузом, является предпосылкой устойчивого развития регионального вуза в современных условиях.

В обоснование данного тезиса было проведено исследование организационной структуры организаций ВО на выборке количестве 15 организаций – региональных учреждений ВО (из различных субъектов РФ за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), преимущественно универсальных по своей специализации, которые попали в ежегодный рейтинг «100 лучших ВУЗов России» по версии авторитетного рейтингового агентства «Эксперт» [6]. В выборку попали преимущественно высшие учебные заведения универсальной направленности (классические университеты), географический охват – все основные макрорегионы Российской Федерации.

Региональные вузы, занявшие в рейтинге различные позиции (в начале списка, в середине, в конце), могут иметь особенности управленческого механизма, в частности – специализированные подразделения, которые отвечают за экономическую эффективность использования собственных ресурсов. В результате обобщения данных по выбранным региональным университетам можно получить рациональное обоснование причинно-следственной связи между структурными решениями вопроса управления движением ресурсов извне организации ВО и ее высокой конкурентоспособностью, а, следовательно, показать полезность совершенствования механизмов управления организации ВО в региональном аспекте.

Источником данных для расчетов послужили официальные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, опубликованные на сайтах университетов, а также данные Министерства образования и науки РФ за 2016 год [7]:

  • объем бюджетного финансирования на выполнение государственного задания на образовательные программы высшего профессионального образования (тыс. руб.);
  • объем бюджетного финансирования государственного задания на образовательные программы высшего профессионального образования по субъекту РФ в целом (тыс. руб.);
  • объем оказанных населению платных услуг в учреждении высшего образования по программам высшего профессионального образования (тыс. руб.);
  • объем оказанных населению платных услуг по программам высшего профессионального образования в целом по субъекту РФ (тыс. руб.).

Таблица 1. Выборка региональных высших учебных заведений из рейтинга «100 лучших вузом России-2017»

Высшее
учебное
заведение
Позиция
в рейтинге
в 2016 году
Наличие в структуре вуза
подразделения,отвечающего
за стратегическое управление
ресурсами организации (денежные потоки,
перспективное развитие,
привлечение партнеров и др.). Краткое
описание целей и задач.
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 12 1) Центр по развитию партнерства с выпускниками
2) Отдел рекламной и выставочной деятельности
3) Центр образовательных технологий и кадрового обеспечения инновационной деятельности
4) Центр трансфера технологий и предпринимательства
5) Инновационно-внедречнеский центр «Региональный инжиниринговый центр», включая отдел продаж
6) Инновационно-внедречнеский центр «Электромехтехпром»
7) Инновационно-внедречнеский центр «Образцовая фабрика бережливого производства»
8) Инновационно-внедречнеский центр «Координатные измерения»
9) Инновационно-внедречнеский центр «Энергоэффективность и энергосбережение»
10) Учебно-научный центр экспертизы сертификации и проблем качества
2 Национальный исследовательский Томский государственный университет 14 1) Отдел коммерциализации результатов НИОКР (содействие развитию инновационной деятельности ТГУ; продвижение научно-технических разработок и технологий на российский и международный рынок; содействие экономическому развитию региона, привлечение финансовых ресурсов к проводимым в ТГУ фундаментальным и прикладным научным исследованиям).
3 Казанский (Приволжский) федеральный университет 15 1) Центр перспективного развития (разработка, корректировка и мониторинг реализации Программы развития КФУ и Программы повышения конкурентоспособности КФУ среди ведущих мировых научно-образовательных центров; формирование, актуализация и мониторинг выполнения Плана мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») КФУ; динамичное позиционирование КФУ в мировых рейтингах, в Российской Федерации и в региональном масштабе; анализ глобальных, национальных, региональных вызовов и трендов развития высшего образования; анализ процессов, происходящих в КФУ).
4 Сибирский федеральный университет 16 1) Центр инновационного консалтинга (организация и развитие проектной деятельности университета и продвижение проектов обладающих коммерческим потенциалом; участие в проведении маркетинговых исследований и сопровождение процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; сопровождение деятельности хозяйственных обществ с участием университета; информационное обеспечение инновационной деятельности университета; консультирование по вопросам инновационной деятельности и предпринимательства).
5 Новосибирский государственный технический университет 26 1) Научно-образовательный центр экономики и инновационного менеджмента
2) Центр MBA
3) Базовый образовательный центр «ЭнергоЦентр»
4) Сибирский центр международного сотрудничества в области автоматики и управления
5) Отдел платных образовательных услуг
6) Детский сад
7) Институт дистанционного обучения 8) Бизнес-инкубаторы
6 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 28 1) Центр коммерциализации технологий (оказание содействия структурным подразделениям университета в сфере инновационной деятельности; участие в федеральных и региональных программах поддержки инновационного предпринимательства; поддержка деятельности малых инновационных предприятий, создаваемых; поддержка развития инновационных проектов)
2) Центр аналитического сопровождения проектов
7 Южный федеральный университет 30 1) Колледж прикладного профессионального образования
2) Департамент сопровождения образовательных и научно-инновационных программ и проектов
3) Центр стратегического партнерства
8 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва 31 1) Стратегические академические единицы: “Аэрокосмическая техника и технологии” “Газотурбинное двигателестроение” “Нанофотоника, перспективные технологии дистанционного зондирования Земли и интеллектуальные геоинформационные системы” САЕ – организационно-управленческая структура, позволяющая сконцентрировать ресурсы на конкурентоспособных (в том числе, на мировых рынках НИОКР) направлениях. САЕ – механизм интеграции университетского образования и инновационных научных разработок; ее главная цель – создание и выполнение исследовательских и учебных программ мирового уровня (в том числе, создаваемых в кооперации с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами). САЕ – инновационный подход к управлению междисциплинарными проектами
9 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 35 1) Эндаумент фонд
2) Группа по развитию связей с партнерскими организациями
3) Департамент стратегического развития
4) Департамент по обеспечению качества образования СВФУ
5) Управление аналитики
6) Якутский глобальный университет
10 Алтайский государственный университет 46 1) Фонд целевого капитала (включая Совет по использованию фонда целевого капитала)
2) Управление стратегии, анализа и мониторинга (включая Совет по стратегическому менеджменту)
3) Управление по реализации коммерческих проектов и социальных программ (включая Отдел по развитию платных услуг)
11 Самарский государственный технический университет 49 1) Управление координации развития
2) Центр проектного обучения
3) Управление по работе с индустриальными партнерами
12 Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова 60 1) Организационно-аналитический центр
13 Волгоградский государственный университет 69 1) Фонд целевого капитала
2) Управление экономики
3) Проректор по инвестиционному развитию и безопасности
14 Петрозаводский государственный университет 83 1) Управление по инновационно-производственной деятельности
2) Управление экономики
3) Информационно-аналитический центр мониторинга и прогнозирования потребностей в квалифицированных кадрах для инновационных отраслей экономики
15 Башкирский государственный университет 95 Стратегически значимых подразделений не выявлено

Источник: составлено автором по информации, опубликованной на сайтах ВУЗов.

Из материалов, распределенных в таблице 1, можно заключить, что региональные вузы, которые находятся на вершине рейтинга, характеризуются более развитыми организационными механизмами взаимодействия с внешней средой. Как показал анализ управленческой структуры учреждений ВО, создание специализированных подразделений является необходимым условием эффективной инкорпорации университета в экономику региона.

Рис. 1. Объемы финансового обеспечения деятельности выборки вузов из рейтинга.

Рис.2. Распределение вузов из рейтинга по значимости в сфере высшего образования в своих регионах (примечание: пунктиром отмечены линии тренда для наглядного представления средневзвешенных значений).

Как следует из двух представленных выше диаграмм, региональный рынок услуг высшего образования и организационная структура вузов имеют между собой заметную корреляцию: организации с наибольшим объемом привлечённых государственных и частных средств – это те же организации, в которых управленческая структура наиболее сложна и диверсифицирована в аспекте организационных единиц, обладающих компетенцией управления доходами. Усреднено доля рынка успешных вузов из представленной выборки составляет примерно 30-40%.

Перечислим некоторые приоритетные структурные подразделения, которые были созданы в ведущих региональных вузах трансформации механизма управления университета:

  1. Подразделения, отвечающие за инновационный менеджмент и консалтинг.
  2. Подразделения, отвечающие за трансфер и коммерциализацию технологий, бизнес-инкубаторы.
  3. Подразделения, отвечающие за работу с будущими абитуриентами (подведомственные детские сады, лицеи) и успешными выпускниками. Как показывает университетская практика, наличие в структуре подразделений, которые
  4. Подразделения, отвечающие за использование собственных площадей в коммерческих целях (выставки, форумы).
  5. Центры бережливого производства. Все подходы, связанные с LEAN-технологиями являются актуальными в практике успешных вузов.

Таким образом, сравнительное исследование структурных компонентов системы экономического управления успешных региональных университетов показало, что успешные региональные организации ВО имеют в своем арсенале средств эффективный механизм управления, выраженный в организационно-структурной форме и нацеленный на мобилизацию внешних и внутренних ресурсов региональной экономики в пользу организации.

Список литературы

  1. Арутюнова Д. В. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Таганрог, 2005.
  2. Сикорская Л.В. Элементы системы управления ВУЗом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 2(22), 2009. – С. 123-132.
  3. Кириллов А.Г. Модель управления вузом на основе информационных технологий // Шадринский государственный педагогический университет. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-4.pdf;
  4. Суровицкая Г.В. Формирование инновационного механизма развития систем менеджмента качества университетов / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Саранск, 2012.
  5. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики. – СПб.: «Гуманистика», 2007. – 280 с.
  6. Рейтинг лучших вузов России – 2017 // Рейтинговое агентство «Эксперт». URL: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/
  7. Статистическая информация Министерства образования и науки РФ за 2016 год. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016

Козырьков Р.В. Управление доходами региональной организацией высшего образования в современных условиях // Актуальные проблемы науки ХХІ века: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2017 г. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2017. – Часть 2. – С. 55-63. 0,37 п.л.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.