Ключевые внешние институциональные условия экономического развития вуза на уровне региона

Аннотация. В статье произведен комплексный анализ ключевых внешних институциональных условий экономического развития организации высшего образования на уровне региона, оказывающих влияние на изменения организаций высшего образования.

На уровне региона целесообразно выявлять ключевые внешние институциональные условия экономического развития организации высшего образования (далее – ВО) по субъектам – институциональному окружению организации. И в этом плане образуется сеть из четырех влиятельных институтов с характерными институциональными интересами каждого из них и тенденциями влияния на курс развития организации ВО.

Первый - «институт регулятора», в действиях и мерах воздействия которого проявляются тенденции государственного регулирования региональных вузов. Государственный регулятор оптимизирует издержки стратегией масштабирования, но организация ВО - не классическая фирма, хотя она также представляет собой сеть контрактов. Сложность в том, что невозможно установить корреляцию роста издержек и объема выпуска. Н.Василенко предприняла попытку такую корреляцию обосновать [Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием. Автореф. дисс. докт. экон. Наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2009. С. 17], но есть принципиальные эмпирические основания, не позволяющие полученные корреляции, будь то положительная или отрицательная, считать релевантными. Это обстоятельство нивелирует возможность адекватно оценить результативность стратегии масштабирования, и через некоторый промежуток времени интеграция сменится дифференциацией. Тем не менее, частные требования регулятора к организации обозначены четко: повышение экономической эффективности, а именно – повышение доходной части бюджета за счет диверсификации доходов самой организации на открытом рынке; повышение эффективности (средней зарплаты) профессорско-преподавательского состава; инновирование; расширение области формализации учебного процесса.

Второй - «институт потребителя», в степени и характере активности которого проявляются тенденции социальной динамики (демография, социальные ожидания, возрастная мобильность, социальная мобильность) задает условия повышения престижа организации, актуализации высокодоходных профессиональных компетенций, прямых траекторий коммуникации с наиболее привлекательными работодателями в регионе и за его пределами.

Третий - «институт конкурента», в стратегии и тактике которого проявляются тенденции рыночной конкуренции за клиента (абитуриента) и связанные с ним денежные потоки - это борьба престижей, рейтингов, ценовая конкуренция. Но в условиях региона, как правило, организации ВО занимают свою стабильную нишу, направления и профили профессионального образования пересекаются редко. И хотя конкуренция вузов за абитуриента в условиях мобильности имеет место, и образовательные организации борются за клиента, финансовое положение ведущих региональных операторов ВО от клиентов зависит в самой малой степени, не в пример аналогичной зависимости от клиента у коммерческих организаций ВО.

Четвертый - «институт бенефициара», в рыночном поведении которого отражаются тенденции требований (и/или ожиданий) работодателя к профессиональной квалификации специалиста. В существующих условиях влияние этого институционального субъекта на организацию ВО не заметно. В сложившейся системе институциональных отношений на уровне региона формирование специалистов построено не на основе экономической взаимозависисмости, а на основе экономической взаимонезависимости. Региональные вузы в экономическом плане связаны с экономикой региона через денежные бюджетные потоки. Для рынка труда организации ВО готовят специалистов по диплому и таким образом между выходом специалиста из организации ВО и вхождением в трудовые обязанности (согласно квалификации по диплому) пролегает поле издержек профессионализации, которые несет работодатель. Именно он несет издержки по достижению профессионального соответствия между квалификацией и должностными обязанностями. Это одна из причин того, что молодежная безработица порядка в 2 раза выше, чем в среднем по стране и того, что спрос на предложения «без опыта работы» составляет 1 к 10 [Молодые специалисты на рынке труда России (16.10.2017) // Портал career.ru: URL: https://career.ru/article/19733 (дата обращения: 16.10.2017)]. Основания такого поведения работодателя ясны: «В условиях экономической нестабильности и быстро меняющихся условий у работодателя нет времени на взросление кадров» [Молодые специалисты на рынке труда России (16.10.2017) // Портал career.ru: URL: https://career.ru/article/19733 (дата обращения: 16.10.2017)]. Очевидны издержки, которых работодатель старается избегать, если его стратегия не построена на использовании низкорентабельной рабочей силы. Кроме того, высокий спрос на соискателей без опыта показывает столица – практически половина всех вакансии по стране. В регионах ситуация кардинально другая: чуть более 7% вакансий на рынке труда (в среднем по федеральным округам) ждут именно соискателей «без опыта работы». Такие данные говорят о значительном институциональном дисбалансе ожиданий работодателя, как потребителя «продукта», и предложений организации ВО, как его производителя. Очевидно, что дисбаланс вызван недоверием института бенефициара к институту образования за неоправданное перекладывание на него издержек профессионализации специалистов. И сбалансировать систему трансфера человеческого капитала в институциональной среде образования могла бы работа по совершенствованию механизмов управления образовательной организацией ВО в направлении минимизации издержек на профессионализацию специалистов, выпускаемых организацией ВО.

Таким образом, внешняя институциональная среда организации ВО может быть представлена четырьмя институтами, формирующими ключевые тенденции влияния на направления развития организации ВО. В рамках региональной экономики наиболее сильным по степени влияния является институт государственного регулятора деятельности организации ВО. Зависимость модели управления организации от тенденций влияния этого института наиболее сильна. Однако, в классической рыночной парадигме жизнеспособность и потенциал организации ВО наиболее зависим от оценки института бенефициара. Спрос на рынке труда, формируемый совокупным региональным работодателем, направляет потоки абитуриентов туда, где обретаются соответствующие профессиональные компетенции. Именно в этой институциональной связи потребителя и поставщика рыночного «продукта» обнаруживается самый существенный дисбаланс интересов.

Библиографический список

  1. Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием. Автореф. дисс. докт. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2009.
  2. Молодые специалисты на рынке труда России (16.10.2017) // Портал career.ru: URL: https://career.ru/article/19733 (дата обращения: 16.10.2017)

Козырьков Р.В. Ключевые внешние институциональные условия экономического развития вуза на уровне региона // Наука и образование: от теории к практике: сборник статей I Межрегиональной научно-практической конференции, 15 ноября 2017 г. 2017 г., г.Астрахань / сост. Е.В.Метельская – Астрахань: Издатель: Сорокина Роман Васильевич, 2017. С. 212-214.0,18 п.л.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: