Сложно обсуждать новые стандарты среднего образования без того, чтобы не затронуть тему реформ в этой сфере. Все нижеизложенное — моя личная точка зрения, основанная на научной работе по направлению управления экономикой образования в Астраханском государственном университете.

Итак, к чему менять систему советской школы, да и вообще всю систему образования страны, ранее лучшей в мире? Это утверждение белой нитью проходит через все высказывания скептически настроенной части обсуждающих реформу. Много таких высказываний можно слышать и в нашем городе.

Друзья мои! Жизнь не стоит на месте, и те требования, которые должна была удовлетворять советская система образования, уже давно не соответствует современной действительности.

Динамика научно-технического прогресса в последние 50 лет ускорилась в сотни раз. Именно за этот период были созданы или начали массово эксплуатироваться самые значимые и используемые изобретения. Технологии за этот период претерпели значительные изменения.

Автоматизация достигла огромных масштабов — есть технические решения автоматизации практически любой сферы деятельности человека, в том числе и личной.

В таких условиях знания, бывает, устаревают еще до того, как попадают в учебник и в стандарт образования. Также продукты научно-технического прогресса требуют повышенной квалификации персонала, использующих их.

Да, советская школа давала знания в самых разных областях. Она позволяла формировать эрудированную личность. Человек с таким багажом знаний (если он не ленился и осваивал его) мог учиться и на ядерного энергетика, и на летчика, и на тракториста.

То есть формировался некий универсальный солдат коммунистической партии в социалистическом миропорядке.

Но современные реалии таковы, что сейчас за 10 лет школы и 5 лет вуза нельзя дать всесторонние знания по всем дисциплинам — этот багаж буквально увеличился на несколько десятков килограммов (в пересчете на вес учебников). Пришлось бы учиться 15 лет в школе и лет 10 в вузе, чтобы освоить весь объем информации по предметам стандартной программы советской школы.

Читайте  Новый законопроект даст возможность влияния на принятие решений, которые касаются региона

Выхода было два: либо увеличивать нормативный срок обучения, либо вводить индивидуализированное образование, для того чтобы человек получал знания, требуемые в одной какой-либо сфере, что позволит ему освоить максимальный объем знаний по выбранной специализации.

Выбор пал на последнее. По моему мнению, это правильный выбор. Реформа системе образования нужна.

Начало реформы, конечно, не очень хорошее получилось. Это касается и новой системы оплаты труда, и придания хозяйственной самостоятельности образовательным учреждениям. И лично мне не понятно, кто все-таки занимается воспитанием? Школа или родители? И кто, в какой части?

Вообще вопрос воспитания и патриотизма очень актуален. Именно обучаясь в школе, человек получает те установки, с которыми он идет по жизни. В советское время за это отвечала коммунистическая пропаганда. И вполне успешно (могу судить, вспоминая свои учебные годы). Сейчас это огромный вакуум, который заполняется различными лжеучениями. Именно из-за этого рождаются приверженцы фашизма, религиозных сект и различные разгильдяи.

Много спекуляций тема реформы вызывает в средствах массовой информации. Это касается и всего трех обязательных предметов, и повальной платности образования, и отупления нации и т.п. Такие нелепицы рождались и будут рождаться каждый раз, как кто-то задумает очередную реформу.

Нельзя снимать вину за это, по моему мнению, в первую очередь с реформаторов. Так как много аспектов преобразований не комментируется. А ведь русский язык знает много оттенков, и понимать различные официальные трактовки можно по-разному.

Но граждане тоже должны хоть как-то реагировать на то, что делают власти. Должна же быть хоть какая-то гражданская позиция. Примером полного пофигизма может служить общественное обсуждение нового закона об образовании в Интернете.

В России 43 млн. интернет-пользователей, из них 29 млн. — суточная аудитория. То есть уйма народу пользуется Интернетом, а комментариев к закону оставили чуть более 5 тысяч. Зато «на лавочках» мы все великие политики и реформаторы.

Читайте  Обращение к родителям

Конечно, делать выводы по этой теме пока рано. По новым образовательным стандартам школы начнут работать с 1 сентября 2011-го, и только для первых классов.

И первые выводы об успешности или провале реформы можно будет сделать только через год, а почувствовать изменения лет через 20.

Да и вообще проблема реформирования образования — это та тема, которая касается всех и каждого, и разрешить не все, но большинство вопросов можно только общим прямым диалогом местных властей, родителей, учителей, представителей научных кругов, работодателей, то есть всех заинтересованных.

Роман Козырьков

Оригинал статьи

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]